1. Главная
  2. »
  3. Финансы
  4. »
  5. Здоровый бизнес – здоровая прибыль!

Здоровый бизнес – здоровая прибыль!

Как оценить финансовое здоровье бизнеса? Какие инструменты и методики позволяют оперативно реагировать на негативные симптомы?

На эти и другие вопросы издания отвечает наш эксперт, генеральный директор и собственник компании «Учет и право» Оксана Бондаренко.

Бондаренко Оксана Александровна

Оксана Александровна, по статистике, лишь около 6% российского населения вовлечены в управление или создание компаний. В других развитых странах доля малого бизнеса в экономике намного выше, от 30 до 50%. Почему так происходит?

– Это прямое следствие слабой выживаемости российского малого бизнеса. Около 70% вновь открывшихся предприятий малого бизнеса (ИП, ООО) умирают, не успев встать на ноги. Полученный негативный опыт отвращает энергичных и деятельных людей от этой сферы. Зачастую это происходит потому, что предприниматели не занимаются оценкой состояния своего бизнеса, попросту не знают, как это делается. Хотя для этого существуют определенные методики и инструменты.

Для развития бизнеса финансовое планирование имеет решающее значение. Какие цели поставит перед собой предприниматель, что запланирует – так и будет развиваться  бизнес. Если не было цели получения максимальной прибыли – то она будет минимальной. Как правило, у предпринимателя есть идеи по развитию бизнеса, но нет уверенности в их эффективности.

Финансовое здоровье компании помогает определить чек-лист (список контрольных действий, проверок, мероприятий), который необходимо проводить регулярно, на любом этапе развития бизнеса. Даже в крупном и успешном бизнесе нередки случаи, когда доходность бизнеса резко падает, и руководитель не понимает, по какой причине. Чек-лист помогает избежать ошибок в повторяющихся, рутинных циклах действий, избавляет предпринимателя от лишней нагрузки и экономит его время.

Что может показать управленческий баланс?

– Очень важно качественно и по определенным правилам собирать отчет о расходах и доходах фирмы, составлять управленческий баланс. На основе этих двух этих документов формируются финансовые показатели. Они, во-первых, могут показать коэффициент здоровья бизнеса. Во-вторых, позволяют собственнику решать стратегические задачи. В том числе моделировать развитие, чтобы понимать, в какой момент и какие суммы можно безболезненно изъять из оборота бизнеса. Или какие кредитные ресурсы необходимы бизнесу для полноценного развития. Интуитивно и  «на коленке» такого результата наш клиент никогда не достигнет.

Деньги не случайно называют кровью бизнеса, их нехватка в обороте может привести к разорению предприятия. Например, владелец построил новый склад, под этот проект взял банковский кредит. Затраты на обслуживание бизнеса увеличились, начались кассовые разрывы, траектория развития бизнеса переходит в падение. Еще более печальный вариант, когда бизнес даже после закрытия оставляет после себя долги, с которыми владелец расплачивается долгие годы.

Каким образом можно оперативно отследить здоровье бизнеса?

– Для этого вполне достаточно 3-4 коэффициентов, которые в оперативном режиме покажут финансовое самочувствие. Очень простой показатель – соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, который должен быть не больше единицы. Если предприниматель управляет этим процессом, то управляет и здоровьем бизнеса. Практика, при которой компания поставщикам дает предоплату, а покупателям – отсрочку платежа, пагубно влияет на бизнес. Рано или поздно компании самой не хватит средств для закупки товара, деньги вовремя не поступят в оборот, компания потеряет прибыль.

Многое о финансовом здоровье предприятия может сказать сравнение операционного и финансового цикла (в днях). Они могут существенно отличаться друг от друга по длительности. Если предприниматель заботится о сокращении финансового цикла, то повышает качество управления оборотными средствами. А это очень важно.

В качестве примера приведу конкретный кейс. К нам обратился собственник компании, которому хронически не хватало средств на операционный цикл, который, по его расчетам, не превышал 30 дней. Мы провели анализ и выяснилось, что реальный операционный цикл занимал гораздо больше времени, до 70 дней. Поэтому в рознице накапливались нереализованные остатки товара, падала доходность, вплоть до кассовых разрывов, для устранения которых уже планировалось взять банковский кредит.

Для выхода из критической ситуации мы порекомендовали провести инвентаризацию, резко уменьшить товарные запасы, а часть товара вернуть поставщикам. Кроме того, уволить некомпетентных сотрудников закупочного отдела, которые приобрели неликвидный товар. Эти и другие меры позволили уменьшить операционный цикл с 70 до 40 дней и устранить кассовые разрывы. Кредит брать не понадобилось, прибыль компании выросла – бизнес задышал!

Какие ошибки чаще всего совершают предприниматели при управлении финансами?

– Не стоит относиться к расчетному счету компании, как к своему личному кошельку. Если собственник забирает деньги из оборота, например, для инвестиций на постройку нового склада или офиса, и не знает точно, когда он сможет их вернуть, то тем самым он может обескровить и разрушить свой бизнес.

Ошибочно пользоваться кассовым методом при расчете ежемесячной прибыли, а также расценивать предоплату от клиента, как доход. Многие считают, что рост товарооборота – показатель успешного развития бизнеса. Но это далеко не так. Хороший предприниматель, как минимум, разбирается в статьях бухгалтерского учета и знает реальный размер собственного капитала.

Что дает чек-лист финансового здоровья?

– Каждый бизнес индивидуален, поэтому на каждом предприятии должен быть разработан свой чек-лист. В этом помогают мои авторские методики определения финансового здоровья бизнеса.

Характерно, что часто бывает достаточно показать клиенту весь расклад по цифрам, расходам и доходам каждого из направлений бизнеса – и собственники сами приходят к определенным выводам. Которые, как правило, совпадают с нашими.

В начале марта я рассказала о них на семинаре, который провела в Уральской ТПП. В нём приняли участие собственники и финансовые директора промышленных предприятий. По итогам семинара многие из них подходили ко мне и благодарили за методики и инструменты, которые позволяют выявить тревожные симптомы на самых ранних стадиях. Любую болезнь гораздо легче лечить на ранней стадии, а еще лучше – не допускать ее.

Я готова делиться своим опытом с предпринимателями, которые следят за здоровьем своего бизнеса.

Бондаренко Оксана Александровна. Основатель и руководитель компании “Учет и Право”

Поделиться:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Возможно вы пропустили

Прокрутить вверх