Успех стартапа во многом зависит от финансовой модели
Открыть своё дело не всегда так просто, как кажется, но у китайцев есть хорошая поговорка – путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. Предприимчивые граждане активно следуют этому правилу: по данным ФНС России на 1 марта 2023 года, в стране ежедневно регистрируют в среднем 709 новых бизнесов. Однако у налоговиков есть и другие цифры – по ликвидации компаний, и они не столь позитивные. Чтобы не попасть в их число, перед запуском стартапа предпринимателю необходимо проконсультироваться с финансовым аналитиком. Он поможет составить бизнес-модель, которая не прогорит.
Пан или пропал
Если спросить у десятка действующих предпринимателей, что лежит в основе их бизнеса, то ответы получатся абсолютно разные. Одни скажут – идея. Надо придумать что-то оригинальное и развивать эту мысль, чтобы затем её воплотить. Другие назовут новый товар или услугу, которые заинтересуют потребителей. Реализовал их – и дело в шляпе. А третьи, наоборот, делают ставку на клиентов: нужно сперва найти покупателей и только потом искать продукт под их запрос.
Но эти рассуждения порой далеки от реальности. Статистика во всём мире говорит о том, что 9 из 10 молодых компаний закрываются в течение трёх лет после начала бизнеса, а 10 % терпят неудачу в первый год. Это подтверждают международный аналитический проект Startup Genome Report и масштабное исследование «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия», которое с 2000-х годов проводит Высшая школа менеджмента Санкт–Петербургского госуниверситета.
Есть и более мрачные оценки: в частности, по информации американской компании Bloomberg, 8 из 10 стартапов живут всего 18 месяцев, а Министерство труда США утверждает, что за первый год работы от бизнеса отказываются 20 % предпринимателей. О высокой вероятности «смерти» компании в этот период говорит и отчёт Сбербанка об устойчивости малого и среднего предпринимательства.
Главной причиной выхода из бизнеса считается его нерентабельность. В 2021 году на неё указали 28 % опрошенных СПбГУ коммерсантов. Остальные 14,8 % респондентов объяснили это решение несовершенством налоговой системы и бюрократией, а 9,3 % были вынуждены уйти из-за невозможности получить банковские кредиты в силу слабого бизнес-плана и недостаточного изучения рынка.
У всех перечисленных факторов есть одна общая черта – проблемы с бизнесом у предпринимателей возникают из-за отсутствия в его фундаменте профессиональных экономических расчётов. Идея, товар или интервью с покупателями – базовые инструменты для открытия стартапа, но вместе с ними нужно обязательно составить финансовую модель своего пока не существующего, но уже задуманного дела. Однако большинство бизнесменов пропускают этот шаг. Возможно, по незнанию или потому, что не понимают, как это сделать.
Основа основ
Как отмечает руководитель консалтинговой компании «Авизо Профи» Анна Гордейко, без финансовой модели предприниматель гарантированно попадёт именно в те 90 % компаний, которые закроются в первые три года работы, потому что от неё зависит половина успеха. Ведь ключевой показатель для бизнеса – это рентабельность. Её рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить себя с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Из-за неправильного планирования расходов любой проект может попросту угаснуть в шаге от результата, если не уметь грамотно распределять бюджет.
– Финансовая модель – это цифровое описание вашего бизнеса, которое включает в себя список и сумму всех источников доходов и расходов, расчёт выручки и необходимого числа продаж для выхода на точку безубыточности, а также проверку рентабельности. Если говорить простым языком, то финмодель даёт ответ на вопрос, сколько продуктов и за какие деньги вам нужно продать с учётом всех предполагаемых расходов (в том числе налогов), чтобы получить ту прибыль, какую вы хотите. И посмотреть – а это вообще реально? Или вы заложили слишком большую маржу, и вместо профита вас ждут убытки и закрытие, – отмечает Анна Гордейко.
Чтобы избежать негативного сценария, надо серьёзно относиться к составлению финансовой модели бизнеса. Известный российский аналитик Александр Финогенов, который участвовал в реализации 13 федеральных проектов с общим объемом инвестиций в 40 миллиардов рублей, считает этот этап одним из наиболее важных в создании собственного дела.
В книге «Базовый курс по финансовому моделированию» он пишет, что финмодель позволяет моделировать разные ситуации и процессы, планировать влияние тех или иных факторов на экономику и материальное положение компании: «Создав финансовую модель своего предприятия, вы получаете видение «узких» мест. Вы сможете оценить влияние тех или иных действий, событий на его экономику. Вы поймёте, как будет функционировать ваш бизнес, каким рискам и угрозам он подвержен и как их минимизировать».
Ситуация из практики
Для понимания, как работает финансовая модель, возьмём мастера маникюра с зарплатой 50 000 рублей, которая решила уйти из найма, чтобы самой зарабатывать 300 000 рублей в месяц. Её расходы за этот период: аренда кабинета – 10 000 рублей, материалы – 5 000. Стоимость маникюра – 2 000 рублей. На одного человека у неё уходит два часа, то есть за 8-часовой день она сможет принять четыре клиента. Трудясь 20 дней в месяц, её доход составит 160 000 рублей. Вычитаем расходы и получаем чистую прибыль – 145 000.
Да, эта цифра почти в три раза выше, чем в найме, но не та, на которую изначально рассчитывала мастер. И это без учёта налогов и затрат на привлечение клиентов. Отсюда вывод: при такой финансовой модели бизнеса предприниматель никогда не выйдет на 300 000 рублей в месяц. И это чётко видно, когда всё расписываешь – в голове у бизнесмена одна картинка, а на бумаге всё иначе.
Доктор для бизнеса
По словам Анны Гордейко, есть несколько способов составить финансовую модель. Первый – сесть за неё самому. Он хорош тем, что предприниматель не несёт дополнительных расходов, но если что-то не учесть, у модели будет большая погрешность. Второй – найти готовый образец в Интернете. Здесь минусов больше, чем плюсов – такой документ может содержать много лишних параметров и расходов, не относящихся к вашему бизнесу, что потребует значительной корректировки. Третий – попросить о помощи какого-нибудь умельца, составляющего финансовые модели. Подходящих предложений в Сети с лихвой, но подобные теоретики редко отвечают за качество оказываемых услуг и смутно представляют, как работает бизнес в действительности.
Наконец, четвёртый и самый универсальный способ – обратиться к практику, который совмещает в себе финансового и налогового консультанта, поскольку решающим аспектом финансовой модели является оптимальный налоговый режим. В этом случае бизнесмен получит калькуляцию исключительно под личное дело, с учётом расходов на налоги и даже на привлечение аналитика. Кроме того, она будет рассчитана не только на старт, но и на дальнейший рост.
– Предприниматель пользуется финансовой моделью на протяжении всей жизни бизнеса. Мы можем построить её на год, на пять или десять лет. По сути она представляет собой электронную таблицу в Excel. Эта программа удобна тем, что в ней можно задать формулы для расчётов: меняя одну цифру, у вас автоматически пересчитывается вся модель, и вы можете совершенствовать её по мере развития стартапа. Вы наглядно будете понимать, как и куда двигается ваша компания. Например, можно выяснить, насколько изменится прибыль за три года, если поставщик повысит цены на 20 %, или рассчитать продажную стоимость продукта и размер максимальной скидки для покупателей. Иногда бывает так, что дисконт даже в 5 % ведёт к убыткам, – поясняет Анна Гордейко.
За свою 15-летнюю практику она работала с различными видами компаний и всеми системами налогообложения – этим огромным опытом Анна делится с клиентами. В месяц она проводит около десяти консультаций, а за всё время её работы их количество приблизилось к двум тысячам. И если ещё пару лет назад предприниматели чаще обращались к ней, оказавшись на грани разорения, то сегодня они предпочитают проконсультироваться задолго до запуска бизнеса, чтобы узнать, как максимально выгоднее его начать.
– Такая тенденция, конечно, очень радует. Это говорит о росте финансовой грамотности бизнесменов, поскольку они минимизируют возможные риски и неблагоприятные последствия. Потратив на финансовую модель 5-10 тысяч рублей, предприниматели оберегают себя от сотен тысяч, а порой и миллионов штрафов и потерь. Не зря говорят, что на здоровье не экономят: моя консультация позволяет сохранить его для вашего бизнеса, – подчёркивает Анна Гордейко.
Сейчас она готовит совместный проект с Уральским федеральным университетом, где будет обучать составлению финансовых моделей молодых предпринимателей, которые разрабатывают бизнес-планы и защищают их для получения грантов. Эти навыки помогут им получить оценку со стороны и удачно открыть стартап. А тем, кто не попадёт в число студентов Анны, она предлагает записаться к ней на консультацию, чтобы увидеть свой бизнес и динамику прибыли в разрезе реальных цифр.
Станислав Мищенко
Анна Гордейко, компания «Авизо Профи»
Напоминание о важных сроках каждый месяц Telegram
TenChat
Тел.: +7 993 79-79-170