Новая конфигурация налоговой системы России должна быть готова к концу этого года, но уже сейчас понятно, в каком направлении будет происходить трансформация. Налоговая нагрузка будет перераспределена с бизнеса на население за счет роста косвенных налогов и снижения страховых взносов. Главной проблемой остается поиск средств для Пенсионного и других внебюджетных фондов. Вероятно, тут тоже придется раскошелиться гражданам — на них могут переложить часть выплат, а вскоре начнется и повышение пенсионного возраста.
Правительство России в декабре прошлого года поручило Минфину и Минэкономразвития совместно с бизнес-организациями до 9 ноября 2017 года представить предложения по ключевым параметрам налоговой системы страны. О необходимости разработать новую налоговую систему заявил Владимир Путин в ходе своего послания Федеральному собранию.
«Несмотря на внутриполитический календарь, нам все равно необходимо в 2018 году подготовить и принять все соответствующие поправки к законодательству, Налоговому кодексу, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период», — сказал президент.
Несмотря на то что времени на разработку реформы еще много, уже сегодня ключевые ведомства обозначили основные направления трансформации налоговой системы. В частности, министр финансов Антон Силуанов сообщил, что «мы хотим сделать реструктуризацию прямых налогов на косвенные».
«Вопрос тоже сейчас обсуждается, поскольку увеличение косвенных налогов может повлиять на потребительские цены и так далее, что тоже есть негатив. С другой стороны, все-таки наша задача — обеспечить экономический рост. И снижение прямых налогов, я думаю, это один из элементов такого маневра в налогах», — заявил глава российского Минфина.
В интервью «Газете.Ru» Антон Силуанов отмечал, что Минфин не предполагает каких-либо радикальных изменений существующей налоговой системы и не собирается увеличивать налоговую нагрузку.
Но при этом он говорил, что «нужно поддержать наших предпринимателей, создать для них нормальную бизнес-среду, не хуже, чем в других странах». Поэтому будет проводиться переструктурирование налогов без увеличения налоговой нагрузки.
Конкретные параметры этого переструктурирования пока отсутствуют, но разнообразные «осведомленные источники» уже достаточно давно говорят о том, что налоговая реформа будет состоять из повышения НДС с нынешних 18% и снижения социальных страховых взносов с 30%.
В прошлом году в СМИ сообщалось о конфигурации 25-20 (25% НДС, 20% соцвзносы). Позднее в прессу просочился другой вариант соотношения — 21% НДС и 21% социальных взносов.
Неизвестно, есть ли расчеты о том, к чему приведет подобный маневр. Оба ведомства — Минфин и Минэкономразвития — тему по существу не комментируют.
Первый маневр (25-20) пытался просчитать HSBC. По их оценке, бюджет потеряет порядка 300 млрд руб., а повышение НДС приведет к ускорению инфляции, поскольку этот налог закладывается в потребительские цены. Поэтому необходимо подчеркнуть, что любое увеличение НДС — это налог на потребителя.
Но главная проблема — возникающая из-за снижения соцвзносов гигантская дыра в бюджетах Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. На 2017 год расходы трех фондов утверждены в размере 8,584 трлн рублей, 1,735 трлн рублей, 683 млрд рублей соответственно.