Search
Close this search box.
  1. Главная
  2. »
  3. Бизнес
  4. »
  5. Развитие литейной отрасли немыслимо без…

Развитие литейной отрасли немыслимо без подготовки кадров

Только системное инвестирование в кадры на долгосрочной основе позволит устранить их острый дефицит в литейной отрасли и машиностроении в целом. К такому выводу пришли участники Литейной секции Совета главных конструкторов Свердловской области (СГК СО).

В работе круглого стола, который организовали президент Союза малого и среднего бизнеса, председатель Литейной секции СГК СО Анатолий Филиппенков и зам. председателя Комитета по металлургии и тяжелому машиностроению Союза машиностроителей РФ Александр Петров, приняли участие директор Нижнетагильского технологического института (филиал УрФУ) Владислав Потанин, директор Института новых материалов и технологий УрФУ Олег Шешуков, советник президента Союза МСБ СО Михаил Крупин и другие.

На мероприятии были подведены итоги работы Литейной секции на ХVI Машиностроительном форуме «Техническое перевооружение машиностроительных предприятий России», состоявшемся недавно  в Екатеринбурге, который был проведен по инициативе генерального директора Союза оборонных предприятий Свердловской области.

 Одна из актуальных тем форума — острый дефицит кадров для литейной и других отраслей, нашла отражение и в резолюции форума — «выйти с предложением в правительство Свердловской области о принятии комплекса мер о подготовке и закреплении кадров ИТР и рабочих профессий в литейном производстве». По словам Михаила Крупенина, сегодня обучаться в вузы и колледжи на литейные специальности молодые люди идут неохотно, и тому есть  объективные причины. Условия труда в отрасли — более вредные, а зарплата — почти не отличается от других профессий. Необходимо повышать авторитет литейщика, продвигать цифровизацию и роботизацию в отрасли, делать ее более технологичной. Тогда и престиж профессии вырастет, и рабочих кадров потребуется меньше.

По мнению Владислава Потанина, очень много в подготовке литейщиков зависит от позиции предприятий, их запроса на подготовку кадров. В машиностроительном техникуме (входит в состав Нижнетагильского технологического института) сегодня получают литейные специальности 58 студентов. Был заказ от УВЗ на подготовку 9 специалистов по программе высшей  школы, столько и обучается, больше заказов нет. Инициатива должна исходить от заводов, вуз должен понимать, какие кадры нужны производству, в каком количестве, с какими компетенциями. Но если нет заказов от предприятий — нет и подготовленных специалистов.

Уже сегодня очевидна необходимость формирования учебных программ с прицелом на будущее, которая будет включать в себя такие цифровые направления как роботизация, искусственный интеллект, 3D-технологии. Но если они будут выстроены в отрыве от  реальных запросов производства, то ничего хорошего не получится. У работодателя пока нет восприятия подготовки кадров как части производственного процесса. Сегодня вуз взаимодействует с флагманом машиностроения России — АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», в плане профориентации, но нет целевых инвестиций именно в подготовку кадров. Другой подход демонстрирует Евраз НТМК, совместно с ним вуз  разработал учебную программу нового инженерного бакалавриата. Первый год обучения по этой программе показал: есть интерес заказчика — есть и результат. 

С этой позицией полностью согласен Олег Шешуков. По его мнению, начинать надо с профориентации в старших классах школы. Инвестировать в подготовку кадров в долгую. Только такой подход дает результат.

Сегодня на базе УВЗ действует кафедра УрФУ, но нет специализации по литейному производству. У ВУЗа сегодня есть ограничение на целевой прием (около 10%), а это явно недостаточно. Предприятия должны больше направлять кадры на обучение по целевому набору, может быть даже — по индивидуальным образовательным траекториям.

Раньше предприятия рассуждали потребительски: будут нужны кадры — возьмем на рынке. Сейчас это время кончилось — надо вкладываться в их обучение заранее, выращивать нужного для себя специалиста несколько лет.

Разбалансированность системы

Как сообщил Александр Петров, в советские времена в СССР действовало около 40 кафедр по подготовке кадров для литейной отрасли. Сегодня осталось всего 2-3 на всю страну, и называются они стыдливо — «кафедра художественного литья» или «кафедра промышленного дизайна и литых форм». Литейными кафедрами впрямую называться никто не хочет, престиж профессии упал и требует восстановления. Система профтехобразования в стране полностью разрушена, в высшем образовании внедрена пресловутая Болонская система, которая готовит бакалавров и магистров, но не специалистов-практиков.

Лишь в последнее время больше внимания в учебном процессе стали уделять специалитету, подготовке выпускников, «заточенных» под нужды конкретного производства. Но всё еще не побеждена система ЕГЭ, в которой заложена мина: старшекласснику гораздо проще сдать ЕГЭ по гуманитарным предметам, например, обществоведению. И такие выпускники вряд ли выберут себе инженерную, тем более — литейную профессию. Математика и физика требуют больше усилий и точных знаний, и по ним сдают ЕГЭ всё меньше и меньше школьников.

…Участники круглого стола поддержали мнение, что надо срочно менять подходы к ЕГЭ в школе, сделать математику и физику обязательной для сдачи школьных выпускных экзаменов. Вносить такие законодательные инициативы и на уровне регионов, и на уровне Госдумы. Возвращать в среднюю школу советскую систему подготовки и сдачи экзаменов, в ходе прямого общения с экзаменаторами. Необходимо коренным образом менять профориентацию, водить  школьников на предприятия на экскурсии, повышать престиж технических специальностей и инженеров. Подготовка кадров должна начинаться в средней школе!  

Сегодня налицо разбалансированность системы: руководители предприятий жалуются на дефицит кадров, в то же время УрФУ, например, набирает на металлургические специальности в год около 90 абитуриентов, реально вуз заканчивают 60-70 выпускников. Для Свердловской области — это капля в море. Для сравнения: в советские времена на метфаке УПИ прием был 425 студентов, это был самый большой и авторитетный факультет в СССР.

Подготовка кадров литейщиков для машиностроения и оборонки — это государственная задача, и финансировать ее решение должно государство. Активнее должны подключаться предприятия, без них эту проблему не решить. 

Поделиться:

Возможно вы пропустили

Прокрутить вверх