Закрыть «хвосты» по прошлой программе
В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает продление срока деятельности государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 1 января 2019 года.
Его авторами авторами выступили депутаты от «Единой России»: Павел Качкаев, Александр Сидякини Виктор Шрейдер.
Продление работы фонда потребовалось, чтобы закрыть «хвосты» по расселению аварийного жилья, рассказал «Газете.Ru» один из авторов проекта депутат Александр Сидякин.
Напомним, что фонд был создан в 2007 году и на него возложены функции по предоставлению финансовой поддержки федеральным субъектам и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Также с 2013 года средства Фонда направляются и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры. При этом деятельность фонда неоднократно продлевалась. Последний раз — в 2013 году до 1 января 2018 года.
В мае на Госсовете президент России Владимир Путин дал поручение правительству РФ и регионам с 1 января 2019 года ввести постоянный механизм переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. При этом предполагалось на переходный период до 2019 года продлить действие Фонда ЖКХ.
За период с 2014 года по 1 сентября 2017 года должна была завершиться программа переселения из аварийных домов, признанных таковыми на 1 января 2012 года. Однако как ранее писала «Газета.Ru» не все регионы уложились в указанные сроки — в новое жилье переехали 655,31 тыс. человек, что составляет 95% от общего количества. Таким образом, осталось переселить 34,28 тыс. человек из аварийного жилья площадью 0,62 млн кв. м.
По словам замминистра строительства Андрея Чибиса, не успевшим закончить работу регионам придется доделать ее до конца: «Если кто-то не успел, понесет за это наказание».
По последним данным самого Фонда ЖКХ, 6 субъектов РФ будут завершать программные мероприятия в 2018 году: Забайкальский край, Приморский край, Республика Карелия, Республика Тыва, Иркутская область и Тверская область. Прогнозный объем программы переселения на 2018 год суммарно в данных субъектах РФ составляет 70,49 тыс. кв. м. аварийного жилья, в котором проживает 4,55 тыс. человек.
Также продолжится работа по расселению аварийного жилищного фонда в тех субъектах, где Генеральной прокуратурой проведена проверка фактов невключения в региональные адресные программы по переселению из аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2012 года. «Вместе с этим, по данным, представленным в Фонд ЖКХ 15 субъектами РФ, выявленный объем такого жилья составляет 156,92 тыс.кв. м., где проживает 9,97 тыс. человек», — говорится в сообщении фонда.
«Есть отстающие регионы, в которых сметная стоимость работ немного увеличилась, поэтому предполагается дофинансирование. Другие функции фонда также остаются», — пояснил Сидякин.
Правда, в Минстрое сообщают несколько иную информацию. «Законопроект предусматривает сохранение деятельности фонда в прежнем режиме на один год, без выделения дополнительного финансирования», — рассказал «Газете.Ru» замминистра строительства Андрей Чибис.
Сколько денег дадут Фонду ЖКХ
Первоначальный имущественный взнос Российской Федерации в бюджет Фонда за счет дополнительных доходов (в том числе за счет продажи активов компании «ЮКОС») составил 240 млрд руб. (декабрь 2007 г.), следует из депутатского заключения к законопроекту (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
«Общий лимит финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы составляет 195,89 млрд рублей», — говорится в документе.
Например, программа переселения реализовывалась с помощью средств, которые шли через фонд, а также с привлечением региональных средств – примерно в равных долях, уточнял один из авторов законопроекта депутат Павел Качкаев. Ранее сообщалось, что на эти нужды выделено 405,85 млрд рублей, в том числе 194,2 млрд рублей составляют средства Фонда ЖКХ и 211,6 млрд — консолидированных бюджетов регионов.
Правда, по словам замминистра строительства Андрея Чибиса, регионам выделялось и дополнительное финансирование. «Мы в 2014 году занялись дополнительным выделением 34 млрд рублей, а в прошлом году 6,5 млрд было выделено проблемным субъектам, у которых не хватало в бюджетах своих денег. В этом году правительство приняло решение выделить дополнительно 4,6 млрд рублей, чтобы восполнить дыру в дефицитных субъектах», — рассказывал он.
Пока на следующий год предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 5 млрд рублей на предоставление имущественного взноса в Фонд ЖКХ для оказания финансовой поддержки субъектам, говорится в материалах к заседанию правительства, на котором 18 сентября был в целом одобрен проект бюджета ближайшую трехлетку — с 2018 по 2020 год (документ есть в распоряжении «Газеты.Ru»).
Деньги выделят на реализацию региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Здесь речь идет не о расселении аварийного жилья, а поддержки концессионеров в ЖКХ — регионам предоставляются ставки по кредиту и компенсации расходов на подготовку проектов модернизации коммунальных объектов, пояснил Чибис.
В целом, объем бюджетных средств на финансовое обеспечение реализации положений Указа по сравнению с объемом 2017 года уменьшены на 6,3 млрд рублей. «Указанное уменьшение имущественных взносов Российской Федерации в Фонд ЖКХ обусловлено завершением мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда 1 сентября 2017 года, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года», — говорится в проекте бюджета на следующую трехлетку.
При этом в 2019 и 2020 годах бюджетные ассигнования в Фонд ЖКХ не запланированы, следует из правительственных материалов.
Что логично, поскольку не решен вопрос, будет ли продолжена работа фонда после 2018 года.
За чей счет дальше расселять?
По словам Чибиса, то, как фонд будет функционировать далее – сейчас обсуждается, в том числе, рассматривается вариант трансформации его в институт развития ЖКХ, отвечающий за привлечение в отрасль инвестиций.
Сидякин согласен с тем, что фонд может продолжить работу в таком статусе, отвечая за привлечение инвестиций, поддержку и развитие концессий, формирование кредитных платформ как для банков, так и для получателей кредитов. «Этим всем мог бы заниматься институт развития в сфере ЖКХ. В сфере строительство он есть – это АИЖК, а в ЖКХ его нет. Этим всем мог бы заниматься Фонд и до 2019, и после», — отметил депутат.
Правда, в таком случае непонятно, кто будет отвечать, а главное, финансировать расселение «аварийки».
Сейчас в России, по словам Чибиса, насчитывается около 11 млн кв. м. аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года. «Что касается продолжения расселения аварийного жилья – стране необходимы постоянно действующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда, мы сейчас готовим наше предложение», — отметил замминистра.
Программа расселения аварийного жилья в том виде, в котором она действовала, уже не будет, сказал Сидякин. Он предположил, что, скорее всего, переселение будет проходить с привлечением средств граждан. «Понятно, что прошло пять лет и за это время какое-то количество жилья стало аварийным или признанным таковым по решению суда, но мы же не можем, государство, в этом процессе участвовать вечно, безвозмездно расселяя жилье», — отметил депутат.
Пока одно из возможных решений — перенести реновацию на регионы по примеру Москвы. Ранее депутат Галина Хованская уже говорила, что готовит такой законопроект. «В этом рамочном законопроекте мы хотим предусмотреть инициирование программы реновации законом субъекта. То есть созрели условия, они приняли закон субъекта, основные правила будут определены на федеральном уровне, и дальше они действуют», — уточнила Хованская.
Но не все видят смысл в новом законе, считая, что уже сейчас регионы могут реализовать любую подобную программу, если есть деньги и инвестор, говорил ранее «Газете.Ru» Сидякин.