«Я и сам два года работал без выходных». Сколько можно инвестировать в небольшое гаражное производство, чтобы попасть в пул поставщиков «Уральских локомотивов» — Явар Алиев, «Станкоматика».
История научно-производственного предприятия «Станкоматика» начиналась классически — с 40 квадратных метров в гараже в Арамили. Явар Алиев и несколько единомышленников изготавливали оборудование для производства пластиковых окон. В 2008 году, когда случился кризис и стали понятны печальные перспективы рынка, этот бизнес прикрыли и стали производить небольшие детали для машиностроения, в частности, для электровозов.
Собственно «Станкоматика» была зарегистрирована в 2011 году. Поначалу занимались обработкой металла на универсальных станках, с появлением станков с программным управлением ассортимент расширялся: производили нестандартные металлоконструкции, делали комплектующие для железнодорожного машиностроения, вышли на рынок нефтегазовой промышленности. В основном работали через областное госуправление снабжения, влезали во все тендеры, не отказывались ни от чего: работали с «Уралшиной», брали мелкие военные заказы.
Росли органически, расширялись постепенно — площади увеличивали только по потребности: если возникали заказы, для которых нужны были новые станки. В 2013 г. производство было переведено на территорию завода РТИ в Екатеринбурге.
Сейчас у «Станкоматики» нет проблем с заказчиком — большинство продукции завод отгружает на «Уральские локомотивы» (совместное предприятие Группы Синара и концерна Siemens). Никаких связей не понадобилось, рассказывает Явар Алиев. Просто однажды наткнулись на открытый тендер, объявленный «Локомотивами» — нужно было изготовить для завода небольшую партию деталей. Для крупных продвинутых производств это было неинтересно, а для небольшой компании — в самый раз. Качество понравилось, так постепенно портфель заказов рос.
Взлет случился в 2014 году, когда с завода «Уральские локомотивы» вышел первый пятивагонный скоростной электропоезд «Ласточка». Поначалу большая часть деталей для «Ласточки» закупалась в Германии, но постепенно их замещали на продукцию отечественных заводов. Чем больше импортозамещались «Уральские локомотивы», тем больше заказов получала «Станкоматика». Было непросто: приходилось осваивать изделия в короткие сроки, подгонять под отечественные реалии. Но на внедрение нового изделия уходит немного времени: около недели требуется на изучение технической документации и настройку оборудования, после закупается необходимое сырье, и буквально через несколько недель новые узлы уходят к заказчику.
«Мы практически не ищем другие заказы, хватает «Уральских локомотивов». Тем более, что они по максимуму локализуют производство. «Ласточки» импортозамещены практически на 80%, все, кроме двигателя, производится здесь», — рассказывает г-н Алиев.
Производство увеличивается примерно на 10% в год. Сейчас «Станкоматика» выпускает порядка 220-230 тысяч единиц продукции, в номенклатуре это порядка 700 наименований — от мелких деталей до сложных узлов и агрегатов. А поскольку объем выпуска «Ласточек» растет — в линейке уже появились премиум-вагоны, то и у «Станкоматики» будет увеличиваться портфель заказов.
Есть у «Станкоматики» и другое направление, о котором, впрочем, в компании стараются не говорить. Это продукция для нефтегазового сектора: парогенераторы для рекуперации отработанного газа в тепловую энергию и газоперекачивающие насосные станции. Уже год эти установки работают на местах, но денег пока не приносят.
«Фактически для нас это экспериментальное направление, от которого сложно ожидать скорой финансовой отдачи», — признает директор «Станкоматики». Рисковать большими деньгами на научные разработки компания не может себе позволить, можем выделить на них несколько миллионов, не более десяти», — конкретизирует он.
На вопрос о том, что в принципе может мешать производственному сектору, Явар Алиев отвечает однозначно: «Ничего не мешает. Налоги платим как все. Кадры выращиваем сами. Просто работать надо. У нас весь коллектив — энтузиасты, могут работать без выходных и отпусков, если нужно. Я и сам два года работал без выходных, когда мы начинали».
Источник — http://ekb.dk.ru/