Профориентация – важный этап в процессе поиска места учебы для школьников и работы – для взрослых людей. Человеку обычно сложно объективно оценить себя, а иногда трудности возникают и с пониманием собственных желаний. Для того, чтобы разобраться, стоит обратиться к профориентологу Марине Болдыревой.
– Что такое профориентация? В чем ее польза?
– Профориентация – это полноценное исследование личности человека, его навыков и профессиональных интересов. Основываясь на результатах такого исследования, можно построить образовательный и карьерный маршруты.
Польза профориентации в том, что мы выбираем образование или карьерный путь, основываясь на глубинном анализе личности, а не просто поступаем туда, где не слишком высокий проходной балл. В анализ входят и личные качества человека, и его компетенции, и интересы. Конечно, речь идет о профессиональных навыках, которыми человек владеет на данный момент.
Профориентация полезна в любом возрасте – у детей мы анализируем навыки, которые они приобретают в школе, на кружках и в секциях, а у взрослых – знания и компетенции, приобретенные в ходе получения образования и предыдущего опыта работы.
– Какие современные методы используются для профориентирования сейчас?
– В современном мире существует множество платформ с тестами, помогающими определиться с будущей профессией. Также есть целые автоматизированные комплексы, направленные на исследование личности человека. Конечно, есть и бесплатные тесты, которыми пользуются даже профессиональные профориентологи в своей работе.
Но важно понимать: тест – это всего лишь алгоритм, созданный человеком, и для того, чтобы он был релевантным, его постоянно нужно изменять. Практически невозможно включить в один алгоритм все существующие методы исследования, чтобы подобрать максимально подходящие человеку варианты образовательных программ. Поэтому здесь должен начинать работу профориентолог.
– В каком возрасте лучше проходить профориентацию?
– Сейчас существуют программы профориентации и для детских садов, и для младших школьников, и для среднего и старшего звеньев школы. Знакомиться с различными профессиями можно начинать в любом возрасте – ограничений здесь нет.
Я рекомендую начинать работу с профориентологом не позднее восьмого класса, поскольку, определившись с профессиональным вектором, ребенок в этом возрасте начинает работу над успеваемостью и постепенно погружается в направление, которым хотел бы заниматься в будущем. Также в 8 классе уже нужно определяться с экзаменами, которые предстоит сдать, и начинать непосредственную подготовку к ним. Можно начать посещать профильные кружки и секции, чтобы набираться опыта – так в дальнейшем ребенку будет проще вникнуть в образовательную деятельность, а затем и в работу.
Многие родители сейчас делают упор на спорт, иностранные языки, общую успеваемость ребенка – но я бы делала упор именно на профессиональные компетенции, которыми можно овладеть уже в школьном возрасте. Без какого-либо начального опыта ребенку будет крайне сложно выбрать направление и будущую профессию.
– Какова роль профориентолога в таком процессе? Почему работа со специалистом лучше, чем бесплатные тесты?
– Профориентолог дополняет «сухие» результаты тестов реакциями человека на определенные вопросы. Тест – это объективный инструмент, но в нем нет ничего, что говорило бы о конкретном человеке.
Специалист по профориентации на личной встрече задает открытые уточняющие вопросы – ответы и реакции человека на них как раз помогают сформировать его максимально точный и правильный портрет. Только тогда профориентолог сможет составить перечень профессий, в которых человек точно сможет реализоваться.
Еще важно отметить, что тесты не всегда полностью раскрывают личность – поэтому без личного общения со специалистом не обойтись.
– Нужна ли взрослым людям профориентация? Чем она отличается от профориентации подростков?
– Да, взрослые так же, как и подростки, приходят на консультации к профориентологам. Зачастую это молодые люди в возрасте от 18 лет, которые не могут определиться с образовательной траекторией. Многие из них выбирают направление, тыча пальцем в небо, и в процессе обучения разочаровываются. И здесь очень важно понять, как человек может использовать данное образование для дальнейшего развития профессиональных и личных качеств, а также сформировать его будущий карьерный маршрут.
Бывает и так, что приходят люди старшего поколения, которые уже имеют не только образования, но и опыт работы. Они понимают, что имеющаяся работа не приносит удовольствия, а профориентолог помогает найти ту сферу, где человеку будет интересно развиваться дальше.
Еще одна категория взрослых – это мамы, вышедшие из декрета. Им хочется иметь такую работу, которая будет приносить доход и давать возможность проводить время с ребенком.
Также среди моих клиентов есть люди с большим профессиональным опытом, которые достигли определенного потолка и не могут двигаться дальше. Профориентолог в таком случае создает новый карьерный маршрут, в котором будут использоваться имеющиеся экспертные знания и навыки.
– Каким образом вы работаете со своими клиентами?
– В своей работе я использую самые разные инструменты. Для начала я встречаюсь с клиентом, чтобы понять, подходим ли мы друг другу и удобен ли человеку мой подход. Затем мы проходим автоматизированные тесты, которые я дополняю личной консультацией, а также большие тесты на 50 и более вопросов.
Кроме того, у меня есть набор методик, которые собраны в рабочую тетрадь. Выполнять задания могут и дети, и взрослые – главное, что по итогам выполнения мы встречаемся несколько раз, чтобы обсудить результаты и создать итоговый портрет человека. И только после этого мы формируем список учебных заведений и программ, которые подходят человеку, либо, если это взрослый, составляем перечень подходящих вакансий, на которые можно было бы откликнуться.
Интервью: Ульяна Буркова