Правительство России одобрило выделение Белоруссии государственного кредита в размере 700 млн долларов. Средства пойдут на погашения госдолга Минска перед РФ. Происходить это будет ежегодными траншами в апреле и октябре в течение десяти лет, начиная с 15 апреля 2018 года, в размере от 2,5% до 9,5% от основного долга.
Стороны договорились о кредите весной текущего года во время встречи президента Владимира Путина и его белорусского коллеги Александра Лукашенко. Обсуждение нюансов шло без неожиданностей, по стандартной схеме. Сообщалось, что Белоруссия рассчитывает получить заем летом 2017 года, однако теперь перечисление ожидается до конца текущего года.
Кредит будет предоставлен по ставке LIBOR для шестимесячных депозитов в долларах плюс маржа, которая определяется как разница между доходностью долларовых еврооблигаций России с погашением через семь лет и расчетной ставкой семилетнего процентного свопа в долларах.
На выгодных условиях
Опрошенные «Прайм» эксперты называют такие условия одними из лучших на рынке. «Госкредит, как правило, выгоднее любого коммерческого займа. Конечно, Белоруссия привыкла получать миллиарды, но на нынешнем рынке без расставания с отдельными активами, дополнительных обязательств или попадания под зависимость это сложно. 700 млн долларов – небольшая сумма, но и этого Минск мог не получить, особенно после недавних нефтегазовых споров», — рассуждает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
По его мнению, получить даже такие деньги, не говоря уж о больших суммах, Минск вряд ли где-то еще сможет. Страна давно пытается получить у МВФ кредит размером до 3,5 млрд долларов, однако договоренности на этот счет пока нет.
Вряд ли займ МВФ в итоге будет выдан, считает советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов. » МВФ потребует определенных уступок в части либерализации экономики. Кроме того, в силу неопределенности с возвратом и специфики отношений международных институтов к Белоруссии, которую жестко критикуют за внутреннюю политику, шанс получить деньги невелик», — отметил он.
Все выигрывают
С одной стороны, кредит позволит РФ избежать неплатежей Белоруссии по ранее выданным кредитам и даст возможность стабилизировать отношения и упрочить позиции по любым переговорным вопросам. Белоруссия – важная для нас транзитная страна, кроме того, поставляет в РФ немало продовольственной продукции. Конечно, наращивать займы стране, испытывающей определенные экономические трудности, не всегда целесообразно, но тут мы наблюдаем эффект «меньшего зла», добавляя предсказуемости в отношения, полагает эксперт.
С другой — для России данная сумма не является неподъемной, уверяют эксперты. Кроме того, Белоруссия – далеко не самый ненадежный заемщик, ее кредитная нагрузка относительно умеренная. «Мы неоднократно видели, как для цели стимулирования экономики страна проводила жесткую девальвацию. Ситуация там непростая, но она не является критической. Риски невозврата есть, но они управляемые и далекие по времени, а в коротком временном промежутке вряд ли существенные», — считает Хестанов.
По словам Абзалова, 700 млн долл – меньше, чем планировалось взять у РФ. Изначально речь шла об 1 млрд долларов, однако в итоге сошлись на меньшей сумме. Так или иначе, ни одна из сторон не проиграла – РФ дала в долг посильную для себя сумму, что позволило ей заручиться поддержкой от режима Лукашенко, Белоруссия получила не так много, как хотела, но на хороших условиях.
Сплошная геополитика
Эксперты уверяют, что России необходимо поддерживать Минск с точки зрения геополитической целесообразности. «Это наш партнер, с которым достигнуты важные договоренности по калию, газовому долгу и транзиту нефти, да и на политической арене это все же в большей степени наш союзник. В обмен Белоруссия, как ожидается, будет более адекватна в отношении Таможенного союза и проявит понимание в вопросе закупки в РФ нефти и обратных поставок продуктов нефтепереработки», — отметил Абзалов.
Кроме того, в среднесрочной перспективе сохранение партнерских отношений со страной, у которой общая с нами система ПВО и которая является буферной зоной с Польшей, аккумулирующей сейчас вооружения и войска НАТО стратегически важно. Еще один «аргумент «за» – Белоруссия остается важной переговорной площадкой, например, по украинской тематике. Терять ее тоже было бы нецелесообразно.
По его мнению, острые вопросы в отношениях между Москвой и Минском все равно остаются, но их решено «приглушить» до президентских выборов в РФ в 2018 году. «Кредит поддержки» – одна из форм реализации этой идеи. Однако если впоследствии Лукашенко проявит неадекватность в отношении РФ, это будет иметь для него серьезные последствия, добавил эксперт.