Расходы на науку идут «под нож», но звучат призывы перейти на цифровую экономику. И таких противоречий хватает в проекте бюджета-2018. Тем не менее, документ рассматривается Госдумой уже в эту пятницу и, судя по всему, будет принят в первом чтении.
Проект закона о бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов сформирован в логике, характерной для подобных документов последних лет. Его ключевая задача – достижение в максимально короткие сроки сбалансированности бюджетной системы, а не содействие экономическому росту. На эту особенность обратили внимание эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».
В логике «лихих девяностых»
Хорошая в принципе цель — урезать расходы и сбалансировать госбюджет в российских реалиях выглядит противоречивой, отмечают эксперты. К сожалению, правительство при верстке бюджета, действует в логике «лихих 90-х». В чиновниках до сих пор живет страх превышения расходов над доходами.
В номинальном выражении расходы федерального бюджета в 2018 году снижаются на 352 млрд руб. от прогнозируемого уровня расходов текущего года.
В 2019 году госрасходы снизятся еще на 155 млрд руб. Только в 2020 году предполагается рост расходов на 353 млрд руб. и еще 428 млрд руб. условно утвержденных расходов.
Всего за период 2018-2020 годов расходы бюджета в реальном выражении снизятся не менее чем на 9,5%, подсчитал Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.
В наибольшей степени в бюджете предполагается снижение уровня расходов на национальную оборону — с 3,1% ВВП в 2017 году, до 2,5% в 2020 году, национальную экономику — с 2,8% ВВП в 2017 году до 2,2% в 2020-м, соцполитику — с 5,5% ВВП в 2017 году до 4,4% в 2020 г.
Относительно ВВП дефицит бюджета в 2018 году запланирован на уровне 1,3% (в текущей версии закона о бюджете — 2,2%).
«Уже в 2019 и 2020 годы задача по балансировке бюджета практически выполняется, дефицит в оба этих года составит всего 0,8% к ВВП. А с учетом того, что Минфин традиционно занижает доходную базу можно утверждать, что в эти годы может быть достигнута абсолютная бюджетная сбалансированность», — отмечает Александр Широв, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
«Основное противоречие заключается в том, что проект внесенного бюджета не направлен на исполнение основной задачи – вывести экономику России в ближайшие три года на темпы не ниже среднемировых», — говорит Анастасия Алехнович, руководитель Экспертного центра при бизнес-омбудсмене РФ.
Более того, такой бюджет, если он будет принят, де-факто будет подавлять экономически рост в сочетании с избыточно жесткой денежно-кредитной и фискальной политикой.
Напомним, в прошлом году президент Владимира Путина поставил задачу довести темпы роста ВВП России до уровней выше среднемировых. То есть, до уровня 3,3%. Российский ВВП по итогам текущего года, как ожидается, составит 2,1%.
Нет стратегии и нет команды управленцев
Источник этого противоречия скрыт не в самом проекте бюджета, а является следствием отсутствия четкого ответа на три ключевых вопроса, отмечает Алехнович.
За счет каких несырьевых источников возможен рост ВВП, имеется ли у правительства четкий план по их активизации, и, наконец, где команда ответственная за реализацию этого плана? Отсутствие ответов на эти вопросы (и соответствующий им проект бюджета) не позволяют выполнить задачу стимулирования экономического роста в России до среднемирового уровня.
Хуже всего ситуация с командой управленцев. Администрация президента не верит в возможности правительства реализовать какую-либо стратегию, отличную от привычной, восопроизводящейся из года в год. В свою очередь в правительстве считают, что граждане России не готовы к новациям в бюджетной сфере и не примут их, уверены эксперты.
В ситуации стагнации экономического роста и падения внутреннего спроса необходимо наращивать расходы бюджета и госинвестиции, считают эксперты.
«Ориентировочно, прирост 1% ВВП возможен за счет госинвестиций в размере 300 млрд руб. Но в проекте бюджета в результате снижения расходов по важнейшим направлениям просматривается прямой вычет ВВП и он составит к концу бюджетной трехлетки 2,3%», — уточняет Алехнович.
Неналоговые поборы растут
Проект бюджета пестрит противоречиями и в части денежно-кредитной и налоговой политики, отмечают эксперты. Например, в проекте бюджета заложен рост доходов за счет повышения ставок акцизов, повышения ставки водного налога (в 1,7 — 2,3 раза), платы за использование лесов (в 2,1 — 2,6 раза), плата за акваторию поверхностных водных объектов (в 10 раз).
Вводятся новые обязательные платежи для бизнеса: утилизационный сбор со средств производства и инвестиционный сбор с морских портов.
«Все это окажет негативное влияние на бизнес и противоречит заявлениям властей о расширении поддержки предпринимательства», — отмечает Кирилл Никитин, партнер PwC, директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ.
По его словам, многие из обязательных «неналоговых платежей» обладают природой налога и произвольно устанавливаются исполнительными органами власти, постановлениями правительства, а не законодательными органами власти.
Кроме того, в проекте бюджета декларируется принцип фискальной нейтральности. То есть, не повышение налоговой нагрузки для добросовестных плательщиков. На практике он не выполняется.
«Необходимо снять это противоречие. Налоговая нагрузка не должна быть неизменной. Она должна снижаться с ростом собираемости налогов и обеления экономики, в том числе за счет внедрения маркировки, контрольно-кассовой техники, ЕГАИС», — говорит Никитин.
По его словам, прирост налоговых поступлений сверх инфляции должен возвращаться в экономику за счет снижения налоговых ставок и предоставления добросовестному бизнесу, работающему «в белую» дополнительных льгот. Например, можно было бы снизить ставку НДС, собираемость которого постоянно растет.
Человеческий капитал легко промотать
Наконец, одно из ключевых противоречий – между планируемыми расходами на здравоохранение и образование и декларациями властей о необходимости инвестировать в человеческий капитал.
Расходы бюджета на здравоохранение в 2018 году вырастут на 1,2 млрд — до 453,7 млрд руб.
Но на самом деле даже столь смехотворного роста ожидать не стоит. С учетом инфляции эти расходы не только не вырастут до даже сократятся – на 4%, подсчитали эксперты Центра развития НИУ ВШЭ.
Не намного лучше и ситуация с расходами на образование. Формально на 2018 год в текущих ценах планируется их рост с 630 млрд до 648 млрд руб. Рост на 2,9%. Но с учетом инфляции эти расходы наоборот сократятся на 1%, подсчитал эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.
«Если же сравнивать эти 648 млрд рублей, запланированных на 2018 год, с 2012-м, самым благополучным посткризисным годом, то расходы на образование упадут на треть», — говорит Чернявский.
Не стоит забывать, что расходы на образование и здравоохранение – это производительные расходы. Они напрямую влияют на человеческий капитал, иными словами, эти расходы в среднесрочной перспективе способны конвертироваться в экономический рост, добавляет Чернявский.
Эксперты указывают и на множество других противоречий. В их числе, например, урезание расходов на НИОКР и призывы создать цифровую экономику. Или, например, декларируется поддержка малого и среднего бизнеса, а субсидирование процентных ставок мизерное…
Госдума рассмотрит проект бюджета на 2018-2020 годы в первом чтении 27 октября. И, похоже, ничто не помещает принять проект бюджета в первом чтении в том виде, в каком он есть.