Власти обсуждают увеличение минимального трудового стажа для получения пенсии по старости. Это сократит дефицит бюджета Пенсионного фонда и будет стимулировать работников к выходу из теневого сектора. Но старт реформы если и возможен, то лишь после президентских выборов. Сейчас власть не готова на непопулярные меры.
В администрации президента и правительстве обсуждают увеличение минимального трудового стажа для получения пенсии по старости, пишут российские СМИ. Нужно сосредоточиться на увеличении доходов Пенсионного фонда России(ПФР), объясняет один из чиновников, знакомый с ситуацией. Повышение стажа будет стимулировать людей дольше работать, чтобы потом получать более высокую страховую пенсию.
С 2015 года пенсия по старости, которая раньше именовалась трудовой, стала называться «страховой», а для ее назначения гражданину стало нужно накопить определенное количество пенсионных баллов, стоимость которых меняется каждый год.
Для того чтобы получить страховую пенсию по старости в 2017 году, например, необходимо иметь не менее восьми лет страхового стажа и 11,4 пенсионного балла.
Работников погонят по баллам
С каждым годом с новых пенсионеров будет требоваться все большее количество баллов: на 2,4 балла больше ежегодно, пока к 2025 году требуемое число баллов не достигнет 30.
Увеличение трудового стажа для начисления страховой пенсии может заменить повышение пенсионного возраста. Мера эта очень непопулярная у российского населения и власти об этом прекрасно осведомлены. В правительстве понимают, что повышать пенсионный возраст политически нецелесообразно, поэтому лучше повысить стаж, который будет стимулировать людей выходить из тени, подтверждает еще один собеседник «Ведомостей». Но и стаж резко не повысят, продолжает он: по сути, это затягивание реформы и в будущем пенсионный возраст неизбежно придется повышать.
Мужчины в России выходят на пенсию в 60 лет, женщины – в 55. В настоящее время в России насчитывается 43 миллиона пенсионеров, из них примерно треть (около 14 млн) — работающие.
Увеличение минимального стажа будет способствовать выходу работников из серого сектора — это обелит экономику и пополнит бюджет ПФР, рассчитывают чиновники.
Нехватка стажа и (или) баллов в большинстве случаев – это как раз последствия теневой занятости. При этом количество наших сограждан, получающих «серую» зарплату, растет. Данные Росстата свидетельствуют о том, что в прошлом году неформальный сектор в России увеличился на 600 тыс. человек и достиг рекордных масштабов за 11 лет. В 2016 году в неформальной экономике были заняты 15,4 млн человек, а это практически каждый пятый экономически активный гражданин.
Социальная пенсия сегодня мизерная. Ее размер составляет 8742 руб., что всего на 2,4% больше прожиточного минимума пенсионера.
Платят ее неработающим гражданам пенсионного возраста. Средний размер сираховой пенсии — 13 655 руб.
Дефицит покрывается с трудом
Бюджет ПФР испытывает хронический дефицит средств. Разработанный Минтрудом проект бюджета Пенсионного фонда России на 2018 год предусматривает дефицит бюджета на 105,3 млрд руб. в части, которая связана с формированием средств для финансирования накопительной пенсии. Соответствующий документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
В 2018 году Минтруд оценивает доходы бюджета фонда в объеме 8,325 трлн руб., расходы — 8,430 млрд руб.
В 2019 году дефицит составит 72,981 млрд руб., объем доходов — 8,649 трлн руб., расходов — 8,722 трлн руб.
Дефицит бюджета ПФР в 2020 году прогнозируется на уровне 43,7 млрд руб., объем доходов — на уровне 9,003 трлн руб., расходов — 9,046 трлн руб.
Дефицит пенсионного фонда закрывается трансфертами из госбюджета. Совокупный размер трансферта в бюджет Пенсионного фонда России в 2017 году сократится более чем на 31 млрд рублей, сообщало руководство ПФР 18 октября.
«Поправки в федеральный бюджет о сокращении трансферта в бюджет ПФР внесены Правительством России в Госдуму. Сокращение трансферта в бюджет ПФР обусловлено прогнозным ростом доходов ПФР от поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС)», — заявили в фонде, добавив, что это не отразится на выплате пенсий.
Ранее Минфин предлагал поднять пенсионный возраст до 65 лет и мужчинам, и женщинам – с шагом 6–12 месяцев в год. ЦСР в проекте стратегии экономического развития России до 2024 года предложил начиная с 2019 года ежегодно поднимать пенсионный возраст на полгода – до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Но правительство и администрация президента традиционно отвечает, что решений об этом не принято. И судя по всему, не будет принято до президентских выборов. И в этот раз чиновники не смогли прийти к единому ответу на вопрос, станет ли новая идея – повышение минимального пенсионного стажа — полноценной альтернативой повышению пенсионного возраста.
Страшная тайна — пенсионная
Информационные всплески и официальные опровержения по поводу повышения пенсионного возраста в России происходят последние годы регулярно — раз в несколько месяцев, а то и чаще. Этот пинг-понг кажется тем более странным, что в общем-то всем — и властям, и гражданам — давно очевидно, что эта реформа абсолютно неизбежна. И как раз обсуждение ее тайно, под ковром, без спокойной широкой дискуссии, лишь еще больше демонизирует острую тему.
Вот и сегодня Минтруд уже поспешил заявить, что никакие изменения по повышению трудового стажа не обсуждаются.
Все хитрости последних лет вроде трижды подряд замороженных пенсионных накоплений, выплат по пять тысяч в январе вместо обещанной индексации, повышение пенсионного возраста для госслужащих и многие другие прикрывают очевидное: страна просто не может себе позволить столь юный пенсионный возраст.
Это один из самых низких пенсионных порогов в мире. Демографы обещают, что к 2030 году работников и пенсионеров (при сохранении нынешнего пенсионного возраста) в России станет примерно поровну — тогда можно будет забыть не только про накопительные, но и про обычные страховые пенсии.
Россия уже сегодня попала в список из десяти стран с самыми большими рисками из-за старения населения, составленный агентством Bloomberg.
В общем, старая «солидарная» пенсионная система себя объективно исчерпала, даже если оставить в стороне вопросы эффективности нынешней российской экономики. Но вместо серьезных дискуссий о том, какой может быть новая пенсионная система в России, как изменить Трудовой кодекс, чтобы люди в 55+ не казались работодателям отработанным материалом, как повысить надежность индивидуальных накоплений на старость, до какого возраста и как быстро стоит поднимать порог выхода на пенсию и т.д., из кабинета министров доносится лишь одно: «Решение о повышении пенсионного возраста не принято».
Как будто вся пенсионная реформа должна состоять только в этом.