Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Е.Н. Артюх представила на заседании Совета общественной безопасности Свердловской области отметила, что качество взаимодействия работающего бизнеса с налоговыми органами является важнейшей составляющей деловой привлекательности региона.
К Уполномоченному ежегодно поступает существенное количество обращений из этой сферы: с затруднениями сталкивается реальный сектор экономики: промышленные предприятия, оптовая и розничная торговля, перевозка грузов и пассажиров, общественное питание и другие. Это действующие налогоплательщики и работодатели, и они хотели бы рассчитывать на понятное и предсказуемое по времени взаимодействие с налоговыми органами, поскольку от этого зависят стабильность повседневной работы и перспективы развития конкретной бизнес-единицы.
Рост количества обращений в рассматриваемой сфере фиксируется Уполномоченным 2 последних года. Их стало вдвое больше по сравнению с 2019 и 2020 годами. В прошлом году на все другие вместе взятые контрольно-надзорные органы получено 6,9 % обращений, а на налоговые – 11 %. За первые 2 месяца текущего года динамика пока идет на увеличение (20 %).
О чем чаще всего сообщают предприятия
Первая проблема – это нарушение прав при проведении камеральных и выездных налоговых проверок. Речь идет о существенном превышении сроков проверок несмотря на то, что Налоговым кодексом Российской Федерации они и так установлены не короткими: выездная проверка может длиться до 15 месяцев, камеральная – до 3 месяцев. Работая с жалобами, Уполномоченный видит, что отдельные выездные проверки могут длиться более 2 лет, среди камеральных нередки те, которые продолжаются 6 и более месяцев.
Неопределенность в продолжительности проверки негативно влияет на экономику проверяемого – особенно, когда речь идет об ожидании возмещения НДС, например. Возникают проблемы во взаимоотношениях с контрагентами и кредитными организациями, что отрицательно влияет на положение налогоплательщика на рынке, конкурентоспособность, на деловую репутацию.
Конституционный Суд в Постановлении ещё от 16 июля 2004 года № 14-П указал, что, регламентируя продолжительность проведения выездных налоговых проверок, законодатель исходил из принципа недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля.
В действующей системе регулирования нарушение предельных сроков проверок практически не влечет негативных последствий для налоговых органов, в отличие от налогоплательщиков, которые за просрочку исполнения любых налоговых обязанностей отвечают финансово или к ним применяются ограничения, например, в виде блокировки счетов или пользования имуществом.
Вторая проблема
Традиционно предприниматели жалуются на незаконное привлечение к налоговой ответственности и доначисление налогов, на необоснованное принятие обеспечительных мер, которые не вызваны объективной необходимостью, на избыточные запросы документов вне рамок проверок. Особенно болезненной для бизнеса является приостановка расходных операций по банковским счетам, что часто приводит к серьезным затруднениям в осуществлении текущей хозяйственной деятельности, а иногда и к ее приостановке.
«Установление юридической ответственности налоговых органов за нарушение процессуальных сроков; распространение на налоговый контроль принципов, закрепленных в федеральном законе о госконтроле; признание истребованных с нарушением закона документов недопустимыми доказательствами выступили бы дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов предпринимателей», – считает Уполномоченный.
Проводимые исследования и опросы бизнеса неизменно показывают высокую значимость прозрачности регулирования сферы налогообложения, адекватности и стабильности правоприменения, «неразрушительности» реализации налоговыми органами своих контрольных функций.
В деятельности ФНС России существует практика принятия внутренних актов, не подлежащих раскрытию, которые влияют на права и законные интересы налогоплательщиков.
Например, не публичен порядок проведения так называемого предпроверочного анализа. Субъект предпринимательства лишен возможности дать свои комментарии на этой стадии налогового контроля, последствием которого с высокой степенью вероятности может стать выездная налоговая проверка.
Уполномоченный уверен, что необходимо определить правовой статус предпроверочного анализа, его последствия, закрепить право на ознакомление с его результатами по аналогии с налоговым мониторингом.
«Приведенные практики дестабилизируют хозяйствующих субъектов, вызывают недоверие к действиям публичной власти, могут провоцировать налоговую миграцию. Все это особенно чувствительно в условиях текущих вызовов», – подчеркнула Елена Николаевна.
При такой ситуации налоговый контроль из разумного инструмента трансформируется в средство сдерживания предпринимательской инициативы, которое может выступить фактором замедления темпов роста экономики.
Доклад о проблемах
С учетом количества и характера жалоб Уполномоченным был подготовлен Специальный доклад о проблемах предпринимательства в сфере налогового контроля. Он был передан Губернатору Свердловской области Е.В. Куйвашеву, направлен в Законодательное Собрание Свердловской области, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титову, в Управление ФНС России по Свердловской области, в прокуратуру Свердловской области и главному судебному приставу Свердловской области.
Названные сегодня проблемы предпринимателей при взаимодействии с налоговыми органами не являются специфичными только для Свердловской области, они фиксируются и в других регионах страны. На Всероссийской конференции бизнес-омбудсменов в декабре 2022 года Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей было принято решение о создании рабочей группы по анализу налогового администрирования и его влияния на состояние предпринимательского климата. Сейчас завершается анализ фактуры и подготовка предложений.
Отчет Счетной Палаты
Счетной палатой России был опубликован Отчет о результатах Анализа организации и осуществления выездных налоговых проверок в 2019–2021 годах и частично в 2022 году.
В отчете нашли отражение отдельные проблемные вопросы, на которые было указано и в Спецдокладе Уполномоченного. Сделан вывод, что выездные налоговые проверки оказывают существенное влияние на изменение основных финансовых показателей деятельности проверяемых компаний в сравнении с аналогичными не проверенными компаниями. Этот эффект особенно негативен для среднего и малого предпринимательства.
Также Счетная палата констатирует, что предпроверочный анализ осуществляется на основании внутриведомственных ДСП-документов. Обязанности информировать налогоплательщиков о выявленных рисках нет. Установлено, что отработка налоговыми органами отдельных критериев при предпроверочном анализе является фактором формирования высокой административной нагрузки на бизнес.
В конце прошлого года ФНС России приняты Манифест «Перспектива 2030» и Принципы «Разумное истребование». В них приведен совершенно правильный посыл – если налогоплательщик знает, что ему не грозит нечестная конкуренция или несправедливые претензии государства, тогда он может уверенно планировать свое будущее, а, значит, инвестировать в будущее всего общества.
Марина Флюровна Шарипова,
помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области,
(343) 223-62-70,
m.sharipova@egov66.ru