Немецкое деловое издание Handelsblatt отмечает, что, несмотря на санкции Европейского союза (ЕС) в отношении России, немецкие компании продолжают работать в стране. По оценкам партнёра юридической фирмы Graf von Westphalen (Германия) Тани Галандер (Tanja Galander), их насчитывается от 2 тыс. до 2,5 тыс. Бывший управляющий директор юридической фирмы Rödl & Partner (Германия) Хосе Кампос Наве (José Campos Nave) считает, что в России продолжают деятельность до 80% немецких компаний, активных на рынке до 2022 года, а по подсчетам Российско-германской внешнеторговой палаты (Deutsch-Russische Auslandshandelskammer – AHK Russland), эта доля составляет 89%. При этом, по оценкам AHK Russland, до 2022 года в России работало около 3,5 тыс. немецких фирм, а до 2014 года – около 6 тыс.
В Handelsblatt отмечают, что, согласно данным отчёта Киевской школы экономики (Kyiv School of Economics – KSE) и объединения B4Ukraine, в 2022-2023 годах иностранные компании заплатили в российский бюджет 41,6 млрд долл. США в виде налогов на прибыль. В 2024 году этот показатель, по предварительным оценкам, составил ещё 20 млрд долл. США. Только немецкие компании в 2022–2023 годах платили в российский бюджет, как утверждается, по 1,9-2 млрд долл. США ежегодно, а в 2024 году эта сумма, по прогнозам, составила ещё 2 млрд долл. США. По объёму налоговых выплат немецкие компании занимают 2 место после американских. С января 2024 года в России была повышена ставка налога на прибыль с 20% до 25%, что привело к дополнительному росту налоговых поступлений от западных компаний, отмечают авторы статьи.
Наибольшие налоговые поступления в бюджет России обеспечивают, как отмечается, компании сектора потребительских товаров, не подпадающие под международные санкции. В числе крупнейших западных брендов, продолжающих работу в России, входят PepsiCo, Inc. (США), Mondelez International Inc. (США), Mars Inc. (США), Nestlé S.A. (Швейцария), Procter & Gamble Co. (США).
Среди немецких компаний, продолжающих деятельность, упоминаются Ehrmann SE, Beiersdorf AG, Bayer AG, Metro AG, Globus Holding GmbH & Co. KG, Hochland SE, B. Braun SE, New Yorker SE, Zentis GmbH & Co. KG, Babor GmbH & Co. KG, Boehringer Ingelheim International GmbH, August Storck KG, Ritter Sport GmbH & Co. KG, Claas KGaA mbH, Gebr. Knauf KG.
Отмечается, что выручка отдельных компаний даже увеличилась (Ehrmann SE, Hochland SE). Однако, например, Metro AG, чей бизнес в России приносит значительную выручку, сталкивается с проблемой репатриации прибыли. Трансфер дивидендов в Германию возможен, пишут в Handelsblatt, однако с задержками и в ограниченном объёме. В связи с этим компания Metro AG вынуждена хранить 184 млн евро на счетах в России, что на 82% больше, чем годом ранее.
При этом в немецком деловом издании, со ссылкой на данные AHK Russland, отмечают, что лишь 4% немецких компаний рассматривают возможность ухода с рынка. Это связано в том числе со специальными условиями выхода с российского рынка для иностранных компаний и связанным с этим обязательным дисконтом при продаже и уплатой «налога на выход» (Exit Tax), который вырос с 5% в 2022 году до 35% в 2024 году.
Кроме того, компании учитывают риски возможного введения внешнего управления, как это произошло с российской дочерней компанией ПАО «Юнипро», принадлежащей материнской компании Uniper SE (Германия), и с российской дочерней компанией ООО «БСХ Бытовые Приборы», принадлежащей материнской компании Robert Bosch GmbH (Германия) и с долями Wintershall DEA AG (Германия) в ряде российских юридических лиц.