Владимир Путин поручил перевести тарифы стивидоров в рубли. Сейчас за перевалку грузов в российских портах рассчитываются в разной валюте. Но, вероятно, со следующего года будут только в рублях. Кому это выгодно?
О том, чтобы перевести расчеты в портах в рубли, говорили давно. Например, в декабре 2014 года, за несколько дней до обвала нацвалюты. Сейчас происходит так. Компания, которая отправляет или привозит грузы, платит стивидору за их перевалку. Если это экспортер или импортер, то за эти услуги берут в валюте. Что логично, так как в валюте же эти агенты ведут свои операции. Остальные рассчитываются в рублях. Как изменится работа при новых правилах, объясняет гендиректор исследовательского агентства «Инфраньюс» Алексей Безбородов.
Алексей Безбородов
гендиректор исследовательского агентства «Инфраньюс»
«Основные клиенты стивидоров — это судоходные компании. Эти судоходные компании в большинстве своем в силу сложившихся исторических обстоятельств являются иностранными судоходными компаниями. Будет определенная сложность при переводе валютных средств в рубли через банки. Заработают банки. Удобнее, конечно, когда тебе платят на твой валютный счет валютой. Ты потом распоряжаешься в рамках своей экономической деятельности этой валютой по факту».
Владимир Путин, поручая перевести стивидоров на рубли, заявил, что это еще один шаг по укреплению нацвалюты. Аналогичное мнение у антимонопольщиков. Они считают, что рублевые расчеты будут способствовать развитию финансовой инфраструктуры. Иными словами, российские порты превратятся в филиалы валютной биржи. Кто выиграет и кто проиграет от новой системы?
Дмитрий Адамидов
независимый аналитик
«Стивидорам не особенно это выгодно. С другой стороны, надо будет посмотреть, все равно какая-то условная привязка к цене доллара, я думаю, останется какое-то время, а может быть, и навсегда, то есть это просто будут в рубли пересчитывать. Это выгодно грузоотправителям отечественным, потому что они просто будут четче понимать свои затраты и, соответственно, каких-то таких рисков, связанных с колебаниями курса национальной валюты, будет меньше».
Но есть и конкретные действующие лица. Инициатор нововведения — ФАС. Антимонопольной службе, в свою очередь, на тарифы стивидоров жаловались нефтяные компании, в том числе и крупнейшая — «Роснефть». Конкретно жаловались на Новороссийский торговый порт. Его совладелец — «Транснефть». У госкорпораций давний конфликт. И теперь «Роснефть», продающая углеводороды за валюту, будет платить за перевалку в рублях. Впрочем, Владимир Путин сделал важное замечание. Новый режим будет действовать с оговорками — для конкретных ситуаций и конкретных проектов.