Эксперты Уральского государственного экономического университета характеризуют состояние дел в малом бизнесе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Кто пострадал особо
Доцент кафедры экономики предприятий УрГЭУ, кандидат социологических наук, предприниматель с 20-летним стажем Ирина Попова преподает студентам Института экономики основы предпринимательской деятельности, бизнес – планирование, экономику организации. Она пережила разные этапы развития российской экономики и не понаслышке знает, что такое работа предпринимателя в период кризиса.
По опыту предыдущих кризисов эксперт знает, что изменения последуют серьезные, прежде всего для предпринимателей малого бизнеса как Свердловской области, так всей России. «Уже сейчас можно обозначить очевидные тенденции в этом секторе: пострадал ресторанный, гостиничный, туристический бизнес, розничная торговля промышленными товарами, одним словом, все те виды предпринимательской деятельности, которые по пирамиде Маслоу имеют своей целью удовлетворение потребностей более высокого порядка», – говорит эксперт.
При этом Ирина Попова отмечает, что продуктовые магазины хотя и работают на базовые потребности, тоже испытывают затруднения. Причины могут быть разными: запрет на передвижение, отсутствие гибкости в формировании ассортимента, снижение платежеспособности потребителей. Например, в Свердловской области закрываются фирменные магазины «Сибирские колбасы» из Омска. Потребители высказывают предположения, что причиной стали нарушенные из-за пандемии логистические связи Омска и Екатеринбурга. В СМИ появилась информация о закрытии супермаркетов «Райт». О причинах не говорится, однако известно, что в помещения заедут владельцы бренда «Перекресток».
Ирина Попова уверена, чтовыводы по статистике банкротства предприятий после пандемии делать преждевременно, так как многие собственники занимают выжидательную позицию, имея надежду на участие государства в поддержке предпринимательства в период кризиса. И российское правительство не остается в стороне, активно пытаясь воздействовать на экономику России с целью сохранения её стабильности.
О туризме отдельно
Как известно, туристический бизнес в числе наиболее пострадавших отраслей в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
Преподаватель кафедры экономики предприятий Вера Заруцкая тоже практик, предприниматель, владеет небольшим туристическим агентством. Однако турбизнес – это сеть предприятий разного профиля. «Во-первых, есть непосредственные поставщики туристических услуг – это транспортные компании, включая авиа-, ж/д-, автоперевозчиков; объекты размещения (отели, санатории, дома отдыха) и развлечения (общепит, музеи, достопримечательности и т.п.), – рассказывает о структуре отрасли Вера Заруцкая. – Второе звено – производители готового туристического продукта – туроператоры, комплексно обеспечивающие внутренний (путешествия граждан России внутри страны), въездной (прием иностранных граждан в России) и международный (выезд граждан России за рубеж) туризм. Операторы формируют туристические пакеты (перелет, проживание, экскурсионные программы и т.п. или реализуют отдельные услуги согласно профилю деятельности). Третье звено – розница или туристические агентства. Они имеют договора с операторами или с поставщиками и занимаются реализацией отдельных услуг или продукта туристам-потребителям».
В данное время весь туристический бизнес, в том числе в Свердловской области, приостановил основную деятельность. «Если говорить о звене малых предприятий, а это в основном агентства, то все они работают исключительно в дежурном режиме: помогают клиентам перенести туры на более поздние сроки или занимаются претензионной работой, оформлением документов, регулирующих условия предоставления отмененных услуг, – констатирует наш эксперт. – Для выживания собственники фирм урезали все возможные издержки, отправили сотрудников в отпуска без содержания, попытались согласовать скидки по арендным платежам и получить любые субсидии от государства, чтобы удержаться на плаву до возобновления деятельности».
Эксперт считает, что пережить эту фазу смогут только те, кто в состоянии оплачивать минимальные издержки и сохранять коллектив. Когда начнется фаза выхода из «анабиоза» (сначала откроют перелеты по России, а потом и за рубеж), все будет зависеть от спроса. Если спрос значительно «схлопнется», это естественным образом потянет вниз и предложение. Те, кому не достанутся клиенты, закроются.
Дальнейшее возобновление объемов спроса и оборотов отрасли будет зависеть от общей экономической ситуации и доходов населения, которые являются основным фактором туристического спроса. Потому что туруслуги не относятся к товарам первой необходимости и пользуются спросом людей определенного уровня достатка.
О поддержке государства
С учетом того, что на сегодняшний день золотовалютные резервы России составляют внушительную сумму, Ирина Попова считает, что страна была готова к кризису. И, действительно, правительство предпринимает действия по защите малообеспеченных слоев населения, врачей, пенсионеров; обеспечивает медицинскую помощь; рассматривает варианты поддержки предпринимателей.
Эксперты сходятся во мнении, что пакет мер государства по поддержке предприятий в этот непростой период, в основном дает преференции крупным предприятиям, которые в совокупности формируют «несущую конструкцию» нашей экономики и соответственно обеспечивают стабильные поступления в бюджет страны в виде налогов.
Ирина Попова обращает особое внимание на то, что «микробизнес», выполняя ряд социальных функций в государстве, является самым уязвимым звеном в экономике, именно поэтому правительства всех стран занимаются поддержкой именно этих предприятий. У малого бизнеса нет «подушки экономической безопасности», а стало быть, просто нет денег для возможных маневров.
По мнению доцента кафедры предпринимательского права УрГЭУ, кандидата юридических наук Ярослава Семёнова, сложившаяся экономическая обстановка однозначно негативно скажется на субъектах предпринимательства, а меры поддержки лишь снизят градус негативных последствий.
«Такая мера как снижение или отсрочка платежей по аренде государственных и муниципальных площадей, – комментирует Ярослав Семенов, – не окажет существенного влияния, так как количество предпринимателей являющихся арендаторами государственных или муниципальных помещений крайне мало». На его взгляд, более действенным решением было бы субсидирование арендной платы в целом, что одновременно поддержало бы как арендаторов, так и арендодателей. Ведь в большинстве случаев арендуемые помещения предоставляются в пользование так же субъектами предпринимательской деятельности.
Ирина Попова тоже считает не все предпринимаемые меры продуктивными. Например, чтобы получить поддержку по сохранению заработной платы для предприятий в размере МРОТ на одного сотрудника, необходимо сохранить 90 процентов штата и собрать большой пакет документов (в перечне 10 пунктов). «При этом кредитные организации явно не проявляют энтузиазма, поскольку беспроцентное кредитование на выплату зарплаты создает для них негативные последствия, так как вероятность невозврата подобных кредитов в условиях кризиса очень велика», – говорит Ярослав Семенов.
Субсидирование процента по кредитам для предпринимателей, по его мнению, тоже вряд ли имеет смысл. «Привлечение финансовых средств оправдано в случае расширения деятельности, но в условиях явного снижения спроса в связи с самоизоляцией и снижением покупательной способности граждан, – это вряд ли целесообразно. Поэтому данные меры могут иметь смысл только в совокупности с мерами стимулирования потребления», – объясняет Ярослав Семенов.
Единственно реальная, действенная мера по налоговому бремени, на взгляд наших экпертов, это снижение страховых взносов до 15 %.
Что может предпринять сам бизнесмен?
Перед собственниками в период сложных экономических потрясений всегда стоит вопрос поиска нестандартных решений в бизнесе для его сохранения. Ирина Попова приводит классический пример посткризисных мер на конкретных предприятиях, который будет сводиться к пересмотру бюджетов с целью сокращения издержек; смене стратегических ориентиров и поиск новых ниш на рынке; переориентированию в направлении «сжатия» по «просевшим» направлениям деятельности. Также возможно рассмотрение и принятие решения о ликвидации предприятия или отдельных направлений деятельности, сокращение штата, переориентация сотрудников на дистанционный режим работы, урезание социальных программ.
Вера Заруцкая в сложившейся экономической ситуации практикует поддержание отношений с клиентами турагентства, ведет работу по переносу заказов, урегулированию претензий. В отличие от многих турагентов производит возвраты комиссионного вознаграждения. «Это мое решение, потому что лояльность клиентов мне принципиально важна, для этого придется пожертвовать хотя бы частью комиссии. Хотя многие клиенты забирают только часть предложенных денег, так как ценят проделанную работу, – делится она. – Важно принять во внимание тот факт, что Ростуризм разрешил операторам не возвращать деньги клиентам до завершения ситуации с вирусом, а искать альтернативные пути урегулирования. Такими путями стали: перенос сроков тура и клиенты на это готовы; выдача гарантийных писем на уплаченную сумму тура, который не мог совершиться в даты пандемии». По её признанию, это сдерживает волну судебных исков и банкротств. Но есть опасения, что впереди серьёзная «тряска», когда выжить удастся, а спрос окажется вялым. Тогда уже начнутся закрытия и реальные потери игроков отрасли.
Спасением для малого предпринимателя Вера Заруцкая считает знание основ финансовой грамотности. «Любой хозяйственный субъект должен иметь «подушку безопасности» – сбережения на срок от 3 до 12 месяцев согласно минимальному уровню выживания фирмы. Увы, историческое прошлое нашей страны и сложившиеся в связи с этим паттерны экономического поведения пагубно действуют на экономику. Традиции сбережения слабы в среде физических лиц, что отражается и на поведении более сложных субъектов – фирм. Среди своих коллег-предпринимателей я не раз наблюдала расточительное поведение в стремлении «успеть все» и страхе, что завтра «всё отберут или сбережения обесценятся»», – констатирует она.
Каковы прогнозы и новые возможности?
«В построении прогнозов относительно отраслей малого бизнеса нужно опираться на общую картину деловой активности в стране – таково мнение Веры Заруцкой. – Принимая во внимание специфику туристической отрасли, логично, что изменение потребительского поведения скажется на туризме пропорционально падению доходов граждан». Туристическая активность неминуемо связана со скоплением людей (в транспорте, на курорте, в предприятиях общественного питания), а в течение ближайшего года нас ждут ограничения именно на активные социальные контакты. Поэтому эксперт полагает, что туризм в Свердловской области (въездной, внутренний и выездной) пострадают сильно и будут в лидерах по падению оборота в 2020 году. Также сильный урон ждет малые предприятия, обслуживающие всевозможные развлекательные мероприятия: концертные и праздничные агентства, кафе, бары, небольшие транспортные компании, гостиницы. Черные дни случаются, к сожалению. Всем нам нужно «повзрослеть» экономически и научиться формировать рациональные сбережения для семьи и для фирмы. Но также важно и государству работать на это поведение. Ведь именно устойчивая институциональная среда, защита прав способны сформировать доверие экономических субъектов и эффективное распределение финансовых потоков в экономике.
Ирина Попова уверена, что кризис – это не только угрозы, но и всегда новые возможности. Пандемия, посадившая на длительный период на карантин жителей многих стран обеспечила необходимость цифровизации всех сфер жизнедеятельности, заставила активно использовать интернет. Это означает сохранение и развитие всех предприятий, работающих в сферах, связанных с интернет-услугами. Спикер предполагает, что можно ожидать развитие интернет-торговли по разным ассортиментным группам, деятельность, связанная с доставкой чего-либо тоже будет развиваться. «Иногда слышу, что это временная история, но я точно знаю, что «нет ничего более постоянного, чем временное». У компаний был запас времени сформировать лояльность потребителей, и кому это удалось, они, конечно, останутся на рынке, – делает прогноз Ирина Попова. – Без сферы услуг нам не обойтись, поэтому она постепенно восстановится, хотя падение платежеспособного спроса будет еще долго ощутимо».
В завершение разговора о ситуации в экономике, связанной с пандемией, Ирина Попова напоминает, что любой кризис – это часть экономического цикла, при любом кризисе всегда говорят, что мир больше не будет прежним. Но все возвращается на круги своя, и течение этой синусоиды изменить невозможно.