При этом посещаемость залов IMAX росла быстрее, чем их кассовые сборы,— на 6,5%. Киносети снижали цены на билеты в этом формате, чтобы увеличить приток зрителей, объясняют участники рынка.
В 2016 году посещаемость российских кинозалов IMAX выросла на 6,5%, до 3,58 млн проданных билетов, а выручка с них — на 1%, до 1,79 млрд руб., следует из данных Rentrak, предоставленных «Ъ» в IMAX. Кино в формате IMAX смотрели всего 0,8% от всех кинозрителей на 1,2% экранов, задействованных в кинопрокате, но они обеспечили залам IMAX 3,7% российских киносборов, уточняет директор по маркетингу IMAX в России и странах СНГ Ольга Пильникова. В 2015 году 2% от всех проданных билетов дали компании 4,2% от российского бокс-офиса.
Посещаемость и сборы IMAX росли медленнее всего кинотеатрального рынка России. Все кинотеатры в стране продали на 13% больше билетов — 191,6 млн, а их годовой бокс-офис вырос на 12%, до 48,4 млрд руб., следует из данных той же Rentrak. Разница в динамике объясняется несколькими причинами, говорят в IMAX. Так, количество обычных экранов росло быстрее, чем IMAX, к тому же многие кинотеатры снизили цены на билеты в этом формате. Кроме того, в залах IMAX идет ограниченное количество фильмов (в 2016 году их было 32) всего по две недели, тогда как обычный прокат длится четыре-пять недель.
Выручка IMAX во всех странах присутствия за первые три квартала 2016 года составила $270 млн, включая $7,7 млн в России, следует из отчетности корпорации. Россия остается для IMAX третьим рынком по числу экранов после США и Китая. Всего их у IMAX 1145. За год IMAX открыла в России четыре новых зала, теперь их 47. Всего в стране открыли 448 новых залов, закрыли 80, на конец минувшего декабря в кинопоказе было задействовано 4372 кинозала, подсчитала «Невафильм Research».
«Формула кино» в 2016 году снижала цены на IMAX, чтобы сделать формат доступнее, подтверждает гендиректор этой киносети Никита Щеголь.
Для нас это в любом случае увеличение выручки на одного зрителя. Кроме того, мы открывали новые залы IMAX и поначалу работали на сниженных ценах с целью привлечь трафик и создать у зрителя опыт,— поясняет он.
Гендиректор «Невафильм Research» Олег Березин предостерегает от снижения цены на премиум-форматы: при притоке зрителей может снизиться восприятие ценности такого формата, «к снижению надо подходить аккуратно». В этом он видит причину слабого роста сборов IMAX.
Сейчас такой период, когда все пытаются найти новый баланс между предложением и его ценой,— резюмирует он.
Сама IMAX рекомендует наценку на свои билеты на уровне 30% к стоимости билета на обычный сеанс, говорит собеседник, знакомый с условиями работы корпорации. Кроме того, кинотеатры платят IMAX за оборудование в залах и торговую марку.
Результаты премиум-форматов «очень зависят от контента», констатирует Никита Щеголь. В 2012 году, когда готовился к выходу первый российский фильм в IMAX «Сталинград», вице-президент IMAX Джон Шрайнер анонсировал планы по выпуску «двух-трех, а если получится, то даже четырех российских фильмов в год» (цитата по film.pro). С тех пор в этом формате в прошлом году вышли «Дуэлянт» и «Экипаж», на этой неделе стартует «Притяжение» Федора Бондарчука. Других российских картин в IMAX на этот год не анонсировалось. Из крупнейших голливудских релизов в этом формате в 2017 году ожидаются «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки», «Стражи Галактики. Часть 2» и «Звездные войны: Эпизод 8».