Окончательный выход из соглашения о ТТП, как ожидается, будет завершен после инаугурации Трампа. Это поставит под угрозу заключение крупнейшей торговой сделки в мире.
Вместе с отступлением Вашингтона открывается дверь для Пекина, который может продвинуть запущенный еще в 2012 г. договор о Всестороннем региональном экономическом партнерстве — ВРЭП (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP).
Однако и его судьба сейчас находится под угрозой из-за внутренней борьбы среди 16 стран-участников RCEP. Многие даже считали, что подписать договор RCEP будет проще, но он не имеет столь далекоидущих планов, как ТТП.
RCEP стремится связать воедино двусторонние соглашения о свободной торговле между Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и шестью другими странами, в числе которых Китай, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и Индия.
Соглашение о ТТП представляло собой новый документ, содержащий ряд положений, не включенных в RCEP. Речь идет о трудовых нормах, положениях об охране окружающей среды и борьбе с коррупцией.
Тем не менее контрастирующие приоритеты участников RCEP оказываются самым большим препятствием на пути к успеху. Совсем недавно срок подписания окончательного соглашения был перенесен с декабря 2016 г. на конец 2017 г. В первую очередь речь идет об Индии, неохотно пускающей иностранные на компании на свой внутренний рынок.
Еще в 2012 г. Вашингтон оспорил в ВТО запрет на ввоз американской курятины на территорию Индии, введенный Нью-Дели в 2007 г. в рамках борьбы с птичьим гриппом. В ВТО посчитали, что политика Индии являлась дискриминационной и стала ограничителем для торговли.
По мнению экспертов, проблема с RCEP объясняется большим количеством участников соглашения, причем большинство этих стран не назовешь открытыми в отличие от соглашения о ТТП.
Возглавляемое Китаем соглашение RCEP может увеличить влияние Пекина среди азиатских коллег. Материк уже стал основным торговым партнером для основной части азиатских стран, вместе с этим растет и значимость проектов, оказывающих воздействие на регион, таких как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и выдвинутая властями КНР инициатива под названием «Один пояс — одна дорога», которая предполагает развитие проекта нового Шелкового пути.