Yum! Brands Russia в течение двух лет сократит число собственных ресторанов KFC в России почти в 3,5 раза, продав до 180 точек нынешним и будущим франчайзи. Себе компания оставит не более 50 заведений. За продажу объектов Yum! Brands может выручить минимум $100 млн.
Yum! Brands Russia до конца 2018 года продаст до 180 собственных ресторанов KFC своим франчайзинговым партнерам, рассказал «Ъ» руководитель компании Олег Писклов. По его словам, рефранчайзинг в России — часть новой глобальной стратегии Yum! Brands Inc., в рамках которой доля ее франчайзинговых ресторанов в мире должна вырасти с 93% до 98%.
В собственности Yum! Brands Russia останется до 50 ресторанов, из которых около 30 в Москве,— уточнил господин Писклов, добавив, что продаваться будут как действующие точки, так и те, что в стадии строительства.
По данным на конец 2016 года, у KFC было 514 ресторанов в России (80 — в Москве и области), из них 179 собственных. Список выставленных на продажу ресторанов не определен, его планируется составлять в процессе переговоров с покупателями.
Финансовым консультантом по будущим сделкам выбрана PwC. Ей предстоит работать с тремя потенциальными группами покупателей — действующими франчайзи, инвестподразделениями банков и профильными инвесторами, а также с фондами, управляющими семейным благосостоянием.
Предполагается, что инвестор будет открывать новые рестораны в регионах, вошедших в периметр сделки,— сказал Олег Писклов.
В России и СНГ у Yum! Brands сейчас 38 франчайзинговых партнеров. Крупных из них три — ООО «АмРест» (114 ресторанов, в основном на северо-западе России, Москве, Казани, Нижнем Новгороде), The Caspian International Restaurants Company (35 ресторанов в Казахстане) и ООО «Сити ресторантс» (34 ресторана, преимущественно в Москве). По условиям продажи франшизы KFC, паушальный взнос составляет $48,4 тыс., роялти — 6%, 4% от оборота составляют отчисления в маркетинговый фонд, 1% — локальный бюджет на маркетинг.
В «Сити ресторантс» «Ъ» сообщили, что готовы рассмотреть предложение Yum! Brands Russia. Связаться с остальными не удалось. Бывший менеджер по развитию KFC оценивает 180 ресторанов сети минимум в $100 млн.
Yum! Brands Russia развивает в России рестораны KFC и пиццерии Pizza Hut. У Pizza Hut здесь 47 ресторанов, из них 16 собственных, остальные франчайзинговые. Продажи Yum! Brands Russia в 2016 году выросли на 33%, что, по данным компании, стало лучшим результатом среди всех других регионов. Сеть KFC за прошлый год выросла в России на 104 ресторана (из них 42 собственных). Господин Писклов ожидает, что темпы по открытию новых ресторанов сохранятся и к 2020 году их будет около 1 тыс.
Обновленная стратегия развития Yum! Brands предусматривает также новый статус российского подразделения — Yum! Brands Russia становится центром управления макрорегиона, в который, кроме России и СНГ, войдут Центральная и Восточная Европа. Там, по данным на конец 2016 года, работает 498 ресторанов. Ответственным за развитие подразделения назначен Олег Писклов.
Концентрация на франчайзинге — популярная модель развития сетевых раскрученных брендов, говорит эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская. Таким образом, по ее словам, компания снижает операционные издержки и зарабатывает на роялти.
Это позволяет прогнозировать развитие, так как франчайзи берут на себя определенные обязательства по открытию новых точек сети,— объясняет госпожа Рождественская, напоминая, что посредством франчайзинга в России развивается Subway и недавно так же начал действовать «Макдоналдс».
На Franshiza.ru KFC является второй по популярности франшизой: на нее поступает от 80 запросов в неделю от потенциальных франчайзи.
Сегмент фастфуда — самый стабильный на рынке общепита: посещаемость сетей быстрого питания в 2016 году выросла на 6%, тогда как в целом по рынку питания вне дома этот показатель упал на 3%, свидетельствуют данные NPD. В итоге доля фастфуда в общем объеме рынка в тот же период выросла до 40% с оборотом 200 млрд руб. (по данным в восьми крупнейших городах).