В СМИ появилось исследование банка UBS, согласно которому российские туристы с октября прошлого года начали увеличивать свои траты за границей.
На самом деле, не нужно даже проводить никакого исследования: это настолько очевидный факт, что достаточно просто оперировать цифрами.
Итак, вспомним, как обстояли дела еще до того момента, как рубль обвалился более чем в два раза.
Если за границей условные кроссовки стоили $100 или 100 евро, за них нужно было отдать порядка 3-4 тыс. руб.
Однако после девальвации эта цифра выросла уже до 7-8 тыс. руб. Конечно, потребитель не может так быстро перестроиться и привыкнуть к таким сильным изменениям, тем более что в данном случае мы увидели линейный рост цен, в то время как в России цены росли, но не так быстро, как падал рубль, поскольку продавцы прекрасно понимали: подняв цены в два раза, они просто ничего не продадут.
Так что в целом здесь дело даже не в том, что потребитель-турист испугался цен, просто само совершение покупок за границей стало нецелесообразным.
Затем, например, весной 2015 г., когда рубль укреплялся до 50 руб. за доллар и 55 руб. за евро, многие товары за рубежом снова стали стоить дешевле, чем в нашей страны. Конечно, у нас нет точных данных, но на тот момент, вероятно, покупательная активность российских туристов продемонстрировала скачок.
Что мы видим сейчас? Рубль за год довольно сильно укрепился, поэтому, во-первых, стало больше выезжающих за рубеж, да и тратить они за границей стали больше, это очевидный факт.
Например, если в прошлом январе $100 стоили порядка 8 тыс. руб., то сейчас уже менее 6 тыс. руб. Кроме того, стоит отметить и еще один момент: цены на импортные товары в России не слишком реагируют на курс рубля, а за рубежом конвертация идет, по сути, по текущему курсу, то есть, если рубль сегодня укрепился, то уже завтра тот или иной товар будет стоить для россиянина дешевле.
Но и это еще не все. Выше мы говорили в основном о долларах и евро, однако в мире есть масса стран, чьи валюты за прошлый год довольно сильно ослабли, в том числе и к рублю, причем на 30% и более.
Так что все выглядит вполне логично: если во время отдыха за рубежом есть возможность купить что-то дешевле, чем в России, надо это сделать.
«Ведомости» приводят данные «Тинькофф банка», согласно которым с каждым годом клиенты за границей тратят больше денег. Например, в январе 2017 г. по сравнению с январем 2016 г. траты клиентов выросли на 80%. Правда в данном конкретном случае такой рост может быть связан еще и развитием клиентской базы самого банка.
В банке «ВТБ-24» рост за этот же период составил порядка 8%.