На площадке Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса прошел круглый стол с участием представителей бизнеса, депутатов государственной Думы, областных чиновников. Были обсуждены системные проблемы, с которыми сталкивается бизнес.
О некоторых инициативах, касающихся кредитования и регулирования контрактных отношений в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ мы поговорим с общественным помощником Уполномоченного по защите прав предпринимателей Свердловской области, директором Института проектирования и экспертиз «ИнПроЭкс» Евгением Валентиновичем Лоскутовым.
– Евгений Валентинович, расскажите о цели данного мероприятия
– Без преувеличения можно сказать, что мероприятие с точки зрения целей, задач и формата уникальное. На одной площадке, правда, онлайн, собрались представители бизнеса и власти и в режиме диалога обсудили существующие проблемы.
Дискуссия была жаркая, но без этого никак, поскольку разность мнений и подходов у чиновников и у бизнеса, конечно, существует. Можно понять бизнес, который хочет влиять на принимаемые решения, но можно понять и государство, поскольку зачастую бизнес хочет прямо противоположные вещи: снизить налоги и получить господдержку. Из чего будет эта господдержка, если не будет налогов? Подобные мероприятия позволяют найти консенсус в подобных вопросах.
– Какая основная проблема, которая стоит в настоящее время перед малым и средним бизнесом?
– Считаю, что нужно более системно подойти к вопросу бизнес-образования. 9 из 10 бизнесов закрываются в течение трех лет с момента открытия и с этим надо что-то делать. Недоступность кредитов для МСБ, драконовские положения 44-ФЗ и 223-ФЗ – это в какой-то мере, следствие того, что в малый и средний бизнес приходят люди неподготовленные.
Банки и бюджет тем самым защищаются от некомпетентных подрядчиков и поставщиков. Ставки по кредитам корпорации МСП надо увязывать с результатами обучения. Также нужно развивать институт бизнес-наставников, менторов. Обучаться, назначаться и работать бизнес-наставники должны по стандартам корпорации МСП.
Первые несколько лет они должны курировать начинающие МСП, а МСП должны получить более доступные кредиты т.к. с бизнес-наставниками риск невозврата должен снизится. Свердловский венчурный фонд уже реализует такие схемы, не понимаю, почему корпорация МСП этого не делает.
– А как же разговоры о том, что в России драконовские налоги, банковский и чиновничий беспредел?
– Действительно, рост собираемости налогов на фоне падающей экономики смотрится несколько неестественно. При этом для малого и среднего бизнеса есть специальные режимы налогообложения, которые достаточно либеральны. Что касается банковского беспредела, то тут скорее речь идет про наведение порядка. Многие привыкли в нулевые к фирмам-однодневкам, обналичке и пр.
Все ведь понимают, что это ненормально и рано или поздно должно было закончиться. Проблемы касающиеся качества госуправления, несомненно, есть, но данные мероприятия и нужны для того, чтобы был диалог. Для того чтобы принятые государством решения не расценивались как беспредел в их принятии должно участвовать бизнес-сообщество.
Но даже дело то не в этом, проблема в другом. Начинающий предприниматель не понимает с чем ему придется столкнуться, он несколько упрощенно понимает свою
роль. Для этого и нужно бизнес-образование и наставники.
– Какие ваши предложения в части 44-ФЗ и 223-ФЗ?
– Проблем там очень много… Фактически принцип юридического равенства сторон, закрепленный в Гражданском кодексе отсутствует. Есть чудовищный перегиб в сторону заказчика. Бизнес, и, особенно, малый и средний, совершенно незащищен. Эти два базовых закона – это дубина в руках заказчика и бизнес против этой дубины идет врукопашную.
Конечно, бюджетные и квазибюджетные деньги в рамках 223-ФЗ надо защищать, но не так, чтобы бизнес массово разорялся. Во-первых, необходимо внести обязательно условие об авансировании контрактов, сейчас это право, а не обязанность заказчика.
Во-вторых, убрать эти безумные отсрочки платежа, до 90 дней. Это что получается? Аванса нет, предприниматель должен взять кредит, на этот кредит выполнить работы, а потом еще 90 дней оплачивать проценты по государственному контракту государственному же, скорее всего, банку.
В-третьих, надо бороться с безрассудным демпингом. Тут нужна разъяснительная работа. Мое предложение – это выйти на большую четверку бизнес-объединений и подписать антидемпинговую хартию. Ее положения донести до членов бизнес объединений, а также подключить к этому процессу отраслевые союзы и саморегулируемые организации.
– Как помочь бизнесу в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса?
– Совершенно правильно вы обозначили, мы имеем дело не со снижением роста экономики, а с полномасштабным экономическим кризисом, последствия которого мы еще не в полной мере ощутили. Считаю, что очень много правильных и своевременных мер было принято и в части сдачи отчетности, отсрочек по налогам, льготным кредитам и пр.
В частности, практику выдачи кредитов под 2% на выдачу зарплаты с дальнейшим прощением долга при сохранении занятости необходимо сохранить для вновь открывшихся малых и средних предприятий. Государство же увеличивает и платит пособие по безработице, но значительно дешевле сохранять малый и средний бизнес, не давать уйти в тень.
Так давайте предоставим безработным рабочие места в малых и средних предприятиях. Да, эта мера господдержки больше, чем пособие по безработице, но это очень действенная мера поддержки бизнеса.
Евгений Валентинович Лоскутов,
директор Института проектирования и экспертиз «ИнПроЭкс»,
общественный помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей,
член Союза малого и среднего бизнеса СО,
член общероссийской общественной организации «Деловая Россия»