Каковы причины взрывного роста коррупции в современной России? Почему не работают многие антикоррупционные законы, а чиновники госструктур, наделённые полномочиями выявлять и пресекать такие явления, как коммерческий подкуп, дача и получение взятки, «крышевание» и прочая, сами становятся участниками коррупционных схем?
Между тем, злоупотреблениям, подрывающим экономику и веру людей в то, что государство способно если не искоренить, то хотя бы предотвратить дальнейший рост «коррупционной порчи», посвящены сотни научных работ. Едва ли не в каждой указывается на то, что «коррупция тесно связана с деятельностью органов власти», а значит наивно рассчитывать на то, что такая власть решит проблему.
На недостатки в сфере госуправления, на жадность чиновничьей натуры неоднократно указывал Президент РФ, инициировавший принятие Национального плана противодействия коррупции и поддержавший создание целого ряда общественных антикоррупционных структур. В сообщество действующих НКО, таких, как Общественная палата и другие, недавно влилась новая межрегиональная некоммерческая организация. У неё ёмкое и многообещающее название – Национальный Комитет Общественного Контроля по противодействию коррупции. Свердловское представительство комитета возглавил давний борец с коррупцией – полковник милиции в отставке, Президент регионального отделения Всероссийской полицейской ассоциации Владимир Васильевич Кольцов, рассказавший «Опоре бизнеса» о главных задачах организации и взаимодействии с предпринимательским сообществом.
– Владимир Васильевич, что отличает Национальный Комитет Общественного Контроля от других НКО, например, от полицейской ассоциации, которая действует уже достаточно давно?
– Ответ на ваш вопрос не будет полным и понятным без экскурса в 90-е и указания причин роста коррупции в высших эшелонах региональных и федеральных властей. Почему в 90-е? Потому что после развала СССР политики своими действиями привели Россию к поражению в холодной войне и загнали её в сети внешнего управления. Немногие тогда понимали, что происходит, не видели угрозы суверенитету нашего государства. Мы понимали, мы видели нарастающие признаки внешнего управления и пытались этому противостоять. Однако, получалось плохо, так как не на кого было опереться, не было соответствующей законодательной базы. Я в то время работал в ГУВД Свердловской области. На наших глазах происходила ситуация с перераспределением собственности, массовый обман граждан, начиная с ваучеров и заканчивая дефолтом 1998 года. Это было время, когда людей оставляли нищими по государственной указке.
– При Краеве Валерии Константиновиче тоже работали – вспомнила его в связи с громким коррупционным скандалом?
– Скажу, что Краев, как и многие, вынужден был работать в условиях существовавших тогда рычагов управления.
– Ельцин не просто так просил прощения у россиян?
– Потому что осознал последствия своих действий, приведших народ и страну к печальным событиям, в том числе, к росту коррупции.
– Первые элементы системы противодействия коррупции стали появляться во второй половине 90-х, но фактически не работали. Складывается впечатление, что чем больше мы принимаем мер противодействия, тем выше коррупция – почему?
– А вы задумайтесь над тем, что произошло после победы Запада в холодной войне? Произошло же следующее – нам навязали механизм управления страной, изначально предполагавший коррупционность и манипуляцию общественным сознанием. Нас стали готовить в сателлиты, в колонию!
– В большей степени, США или Европа?
– Есть некая международная группа интересантов, которая находится над государственной властью. Де-юро не существующая, а де-факто реально действующая и управляющая правительствами разных стран. Это группа международного транснационального капитала. То есть, правят бал держатели крупного мирового капитала. Поэтому коррупция в тех или иных государствах этой группе только на руку.
– Как я понимаю, наш Президент пошёл против всего, что связано с этой группой, но некоторые, даже многие чиновники по традиции и инерции продолжают так или иначе участвовать в коррупционных схемах?
– Приходится принуждать чиновников следовать должностным инструкциям и исполнять закон. Многие федеральные законы и указы бойкотировались на региональном уровне.
– После принятия законодательных новелл и указов Президента, в которых закреплены и полномочия общественных организаций, в частности, Национального Комитета Общественного контроля, ситуация будет меняться?
– Считаю, что появились условия, при которых мы можем общими усилиями переломить тенденцию роста коррупции. Есть структуры в системе госуправления, но нужно разобраться с кадрами, есть общественные антикоррупционные структуры, которые должны отслеживать, фиксировать и анализировать коррупционные проявления. Но в этой большой и серьезной работе крайне важна поддержка гражданского общества в целом. И понимание, что Россия – не сателлит Запада и никогда не будет подчинена интересам группы представителей трансграничного капитала. Наш комитет и Общественная палата, полицейская ассоциация – это структуры, в которые входят профессиональные люди, знающие и как выявлять коррупцию, и как ей противодействовать. В Национальном Комитете и его региональных представительствах есть бывшие сотрудники УВД, прокуратуры и других ведомств. На протяжении многих лет я анализировал принимаемые Владимиром Путиным решения. И я видел, что его решения, которые, как вы говорите, вылечат Россию, он буквально продавливал, преодолевая сопротивления многих либеральных чиновников. В том числе, законы и указы, направленные на создание действенной системы общественного контроля. Он всё время об этом говорит. И обратите внимание на то, что Президент начинает сокращать штаты некоторых ведомств, заменяя их общественными организациями.
– Как власти Свердловской области отреагировали на создание Представительства комитета, есть ли поддержка со стороны губернатора?
– Мы изначально направили губернатору письмо с подробной информацией о создании Представительства Национального Комитета. Ответ пришёл за подписью руководителя Департамента внутренней политики.
– Малый и средний бизнес часто жалуется на «неправомерное давление» со стороны силовых структур, контрольно-надзорных органов. Словом, на коррупцию. Ваш комитет готов помочь предпринимателям и может выстроить правовую защиту?
– Безусловно. Мы открыли Общественную приемную национального Комитета в Екатеринбурге, на ул. Чернышевского, 1, офис 16. Телефон: +7 902 878-10-10.
– С жалобами обращаются и к бизнес-омбудсмену Елене Артюх. Вы сотрудничаете с ней, есть разница между структурой омбудсмена и Национальным Комитетом?
– Как правило, адвокаты – юристы Уполномоченного по защите прав предпринимателей, к которым попадают жалобы с коррупционной составляющей, передаются в госорганы, занимающиеся данной проблематикой. Мы же работаем иначе. Исходя из опыта тех, кто входит в состав комитета, а это, как я уже говорил, профессионалы, на основе анализа мы можем отследить всю коррупционную цепочку. Наша задача заключается не в том, чтобы выявить какого-то стрелочника, а полностью изобличить и разрушить преступное коррупционное звено. Я вам так скажу: практически каждый крупный экономический проект имеет признаки коррупционной составляющей. Почему? Потому что новая система не заработала в полной мере, есть пробелы, которые следует заполнить.
Беседу провела Наталья