Search
Close this search box.
  1. Главная
  2. »
  3. Финансы
  4. »
  5. Гладко было на бумаге…

Гладко было на бумаге…

С января вступил в силу целый ряд нововведений в бухгалтерской и налоговой отчетности. Как они отразятся на работе бухгалтера? На что надо обратить пристальное внимание? На эти и другие вопросы отвечает наш эксперт, генеральный директор аутсорсинговой компании «АКТИВ» Анастасия Тагирова.

– Анастасия Валерьевна, в декабре 2022 было анонсировано объединение ПФР и ФСС в единый фонд с января 2023 года. Как отражается сегодня это нововведение на бухгалтерской отчетности?
– В последнее время бухгалтерские чаты буквально «взорваны» дискуссией, их участники выражают недоумение и непонимание ситуации. В теории все выглядело просто. Декларировано, что с 1 января 2023 года все компании и ИП должны перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом (ЕНП) на единый налоговый счет. Задолженность будут учитывать по всем налогам в совокупности и с общей суммы будут насчитываться пени. Налог будет считаться уплаченным на дату перечисления ЕНП или на дату возникновения обязательства. Если же по какому-то налогу нет отчета, то необходимо подать налоговое уведомление об исчисленных суммах в срок до 25 числа месяца, в котором установлен срок оплаты.
Но на практике, к сожалению, система оказалась не готова к изменениям. Что называется, гладко было на бумаге… Впрочем, так всегда бывает, когда действуют из благих побуждений, но торопятся и рубят с плеча. Бухгалтеры столкнулись с техническими проблемами. Программы оказались не готовы к формированию платежных поручений на уплату налогов по новым реквизитам, банки не проводили платежи по новым реквизитам, а при отправке отчетности по кадровым изменениям приходили отказы… Всё это легло повышенной нагрузкой на плечи рядовых бухгалтеров.

– Как перечислять налоги, взносы, пени и штрафы в свете новых требований?
– В связи с введением ЕНП перенесён срок сдачи декларации по налогу на прибыль с 28 числа на 25. Уплата налога (авансовых платежей) не привязана теперь к сроку сдачи декларации, перечислить авансовые платежи по налогу на прибыль можно по-прежнему до 28 числа месяца, следующего за отчетным.
Изменён срок уплаты НДС в бюджет. Теперь налог можно заплатить на 3 дня позже привычного, до 28 числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом.
Сдвинуты сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН с 25 на 28 число месяца следующего за истекшим отчетным периодом. Декларацию по УСН организации должны будут сдать 25 марта (вместо 31 марта), а ИП – 25 апреля (вместо 30 апреля).

– Каковы особенности начисления НДФЛ в 2023?
– НДФЛ претерпел значительные изменения. Приходится перестраивать работу под новые правила. По новому порядку надо удерживать налог с авансов, а платить в бюджет и отчитываться в новые сроки. Возможно, вам будет удобнее изменить сроки выплаты аванса и заработной платы. С 2023 года сроки уплаты НДФЛ зависят от того, когда вы выплатили доходы работникам и удержали налог (п. 6 ст. 226 НК). Удерживать НДФЛ по новым правилам налоговые агенты обязаны с каждой выплаты денежных доходов (например, отпускных, больничных), в том числе с аванса за первую половину месяца.
От даты, когда был выплачен доход сотруднику, зависит срок уплаты НДФЛ. За период с 23 числа предыдущего месяца по 22 число текущего месяца НДФЛ необходимо оплатить до 28 числа текущего месяца одной суммой на единый налоговый счет. Также необходимо до 25 числа подать уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.
От срока подачи уведомления зависит уплата налогов и страховых взносов. Несвоевременное представление или непредставление уведомления не позволит распределить деньги в бюджет. Пока ИФНС не получит сведения о начислениях, налоги и взносы не считаются уплаченными, даже если в качестве ЕНП в бюджет направили достаточную сумму (подп. 1 п. 7 ст. 45 НК). Если уведомление не представить до установленного срока уплаты, ИФНС сможет зачесть положительное сальдо ЕНС после того, как получит налоговую отчетность с суммой начислений, но тогда придется заплатить пени.

– На что надо обратить особое внимание при наличии обособленных подразделений?
– По местонахождению каждого своего обособленного подразделения организация должна вставать на налоговый учет (абз. 2 п.1 ст. 83 НК). Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца, и если оно прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет.
В течение месяца со дня создания обособленного подразделения, которое не является филиалом или представительством, организация должна уведомить налоговую инспекцию, в которой состоит на учете (подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК).
Если опоздать с подачей сообщения, то организации грозит штраф в размере 200 р., должностным лицам – штраф от 300 до 500 руб. На первый взгляд, сумма невелика, и многие предприниматели не торопятся ставить на учет свои обособленные подразделения.
Но, кроме штрафа, есть и другие неприятности. НДФЛ с зарплаты работников предприниматель должен платить в разные инспекции: НДФЛ с заработной платы сотрудников головной организации – по месту регистрации самой организации, а вот НДФЛ с зарплаты сотрудников обособленных подразделений – в местные бюджеты по месту их расположения. Также в разные ИФНС сдается соответствующий отчет – расчет по форме 6-НДФЛ. А вот за несдачу расчета и неуплату налогов уже будут совсем другие суммы штрафов!

– Как Вы оцениваете итоги 2022 года? Какие события стали для Вас наиболее значимыми?
– По итогам 2022 года наша компания «АКТИВ» стала победителем областного конкурса предпринимателей им. П.А. Столыпина в номинации «Банковское дело, консалтинг и финансовые услуги». Кроме того, в минувшем году я стала участницей Евразийского объединения женщин–региональных лидеров.
Весь 2022 год моя компания вела тщательный анализ своей деятельности с целью выбора перспективных направлений развития. Мы пришли к выводу, что для среднего бизнеса всё более актуальным становится вопрос внедрения управленческого учета. Это перспективное, но и очень трудоемкое направление, требующее индивидуального подхода к каждому клиенту. У нас есть большой опыт настройки такого учета для собственников компаний.
Подчеркну, что основа управленческого учета – прежде всего, правильно настроенный бухгалтерский учет, которому руководители МСБ далеко не всегда уделяют должное внимание. С этим мы сплошь и рядом сталкиваемся в нашей повседневной работе. Поэтому, прежде чем внедрять управленческий учет, мы настоятельно рекомендуем провести тщательную отладку бухучета. И в этом готова помочь наша компания, которая специализируется в этой сфере более 15 лет.
В течение четырех месяцев 2022 года я проходила обучение в рамках образовательной программы «Женщина-Лидер» Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Важная часть этой программы – создание и развитие социальных проектов в российских регионах. Выпускницы только нашего потока придумали и реализовали 25 таких проектов. Полученные знания я планирую практически применить в сфере развития детского спорта, в частности, баскетбола, в Екатеринбурге. Ищу единомышленников и спонсоров!
Компания «АКТИВ» специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета, а также предоставлении целого спектра консультационных услуг.

Валерий Борисов

ООО «Компания «АКТИВ»
Тел.: +7 (343) 361-06-42

Поделиться:

Возможно вы пропустили

Прокрутить вверх