«В 2025 году немецкая экономика продолжит топтаться на месте», – в своем весеннем отчете ведущие экономические исследовательские институты ФРГ прогнозируют увеличение валового внутреннего продукта (ВВП) ФРГ в 2025 году всего на 0,1%. В 2026 году институты ожидают, что ВВП ФРГ увеличится на 1,3%. Инфляция, по расчётам аналитиков, составит +2,2% в 2025 году и немного снизится до 2,1% в 2026 году.
В краткосрочной перспективе новая таможенная политика США и неопределенность экономической политики будут оказывать давление на экономику Германии. Ослабление «долгового тормоза» и дополнительные средства от этого, согласно оценкам, обеспечат постепенное стимулирующее воздействие на экономику, но угрожают подорвать частное потребление и частные инвестиции.
«Геополитическая напряженность и протекционистская торговая политика США усугубляют и без того напряженную экономическую ситуацию в Германии», – отмечает Торстен Шмидт (Torsten Schmidt), руководитель отдела экономических исследований Института экономических исследований имени Лейбница в Эссене (RWI). «Кроме того, немецкие компании сталкиваются с растущей международной конкуренцией – особенно со стороны Китая. И, наконец, структурные недостатки, такие как нехватка квалифицированной рабочей силы и высокие бюрократические барьеры, сдерживают рост».
Бундестаг (Bundestag) и Бундесрат (Bundesrat) внесли поправки в положения Основного закона ФРГ (Grundgesetz), касающиеся финансов, чтобы создать возможности для увеличения государственного долга – на оборону, защиту климата и инфраструктуру. Однако пока неясно, как будут использоваться возможности правительства по увеличению расходов. Институты ожидают, что в 2025 году почти не будет привлечено дополнительных средств на оборону и инвестиции. Однако шаги по консолидации, которые были бы необходимы без изменения, так сказать, «финансовой конституции» ФРГ, как ожидаются, не будут теперь предприняты. В 2026 году институты ожидают дополнительные расходы в размере около 24 млрд евро, что приведет к увеличению темпов роста ВВП ФРГ примерно на 0,5 процентного пункта. От дополнительных расходов на оборону и инфраструктуру, скорее всего, выиграют малые секторы экономики. Поскольку они уже хорошо загружены, цены в них могут продолжить расти, оценивают эксперты.
Тарифы США на импорт немецких алюминия, стали и автомобилей, согласно расчетам институтов, сократят рост ВВП ФРГ на 0,1 процентного пункта в 2025 году и на 0,1 процентного пункта в 2026 году. Дополнительные тарифы, объявленные США 2 апреля 2025 года, могут удвоить этот негативный эффект. Однако конкретные последствия трудно оценить количественно, поскольку в нынешней глобализированной экономической структуре тарифы еще никогда не повышались так сильно.
Ситуация на рынке труда ФРГ заметно ухудшилась. С середины 2022 года число безработных выросло на 20% или более чем на 400 тыс. человек. Таким образом, уровень безработицы вырос с 5,0% до 6,3%. Сокращение рабочих мест происходит в основном в обрабатывающей промышленности, строительстве и сфере деловых услуг. В то же время занятость в государственном секторе, образовании и здравоохранении продолжает расти. Институты ожидают, что в ближайшие месяцы уровень безработицы в ФРГ будет продолжать расти. Ожидается, что уровень безработицы не снизится до тех пор, пока экономическая ситуация не улучшится в течение 2026 года.
Фаза снижения ключевой процентной ставки, считают экономисты, скоро закончится. В США повышение тарифов ставит под угрозу ценовую стабильность. В Еврозоне более экспансивная фискальная политика приводит к росту процентных ставок на рынках капитала, что означает, что ключевая процентная ставка в 2,5% уже не так далека от своего нейтрального уровня. Если фискальные правила в Еврозоне будут ослаблены, рынки капитала станут играть более важную роль в качестве органа контроля за устойчивым состоянием государственных финансов.
Германия страдает не только от слабой экономики, но и, прежде всего, от структурных проблем. Их нельзя решить простым увеличением государственных расходов, указывают институты, поэтому реформы, направленные на повышение потенциала немецкой экономики, становятся еще более актуальными. Например, система социального обеспечения должна быть адаптирована к демографическим изменениям, чтобы косвенные расходы на оплату труда (в основном они состоят из взносов в различные системы социального страхования, такие как медицинское и пенсионное страхование) не продолжали резко расти.
Указанный экономический прогноз составляется дважды в год по поручению министерства экономики и защиты климата Германии (Bundesministerium für Wirtschaft und Klimaschutz – BMWK). В подготовке весеннего отчета 2025 года приняли участие следующие организации:
- Немецкий институт экономических исследований (Deutsches Institut für Wirtschaftsforschung – DIW);
- Мюнхенский институт экономических исследований (Leibniz-Institut für Wirtschaftsforschung an der Universität München – IFO) в сотрудничестве с Австрийским институтом экономических исследований (Österreichisches Institut für Wirtschaftsforschung – WIFO);
- Кильский институт мировой экономики (Kiel Institut für Weltwirtschaft – IfW);
- Институт экономических исследований в Галле (Leibniz-Institut für Wirtschaftsforschung Halle – IWH);
- Институт экономических исследований имени Лейбница в Эссене (RWI) в сотрудничестве с Институтом перспективных исследований Вены (Institut für Höhere Studien – IHS).
Источники: