Сергей Эмдин стал владельцем 50% ООО «Дальтехмашсервис» (ДТМС) 9 января, следует из данных ЕГРЮЛ в kartoteka.ru. Топ-менеджер подтвердил «Ъ» факт сделки. «Я не хочу комментировать свои личные инвестиции, но могу уверить вас, что к Tele2 и «Ростелекому» (владеет 45% Tele2.— «Ъ») это не имеет никакого отношения»,— сказал он. На вопрос «Ъ», чем привлек его автобизнес в Южно-Сахалинске, господин Эмдин ответил, что он «расширяет кругозор».
ДТМС основан во Владивостоке в 1994 году и был крупным поставщиком коммерческой автотехники в регион. В 2009 году компания сфокусировалась на продажах в Южно-Сахалинске и сохраняла планы поставок автобусов по федеральным программам. Согласно справочнику 2gis.ru, сейчас ДТМС выступает дилером Mitsubishi, KIA и GM-Autovaz (производитель Chevrolet Niva) в Южно-Сахалинске. ДТМС указан в списке дилеров и на сайтах Mitsubishi и KIA. В GM-Autovaz сообщили, что ДТМС нет в перечне официальных дилеров марки. По данным kartoteka.ru, выручка ДТМС в 2015 году составила 340 млн руб., что на 34% ниже, чем в 2014 году. Чистая прибыль упала на 58%, до 7 млн руб.
В 2016 году компания показала стабильные результаты, сказал «Ъ» заместитель гендиректора ДТМС Кирилл Норкин. В этом году ДТМС продолжит развиваться, сказал он, не уточняя планов: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». «Несмотря на то что все называли 2016 год кризисным, для нас 2015-й оказался менее успешным. В 2016-м, наоборот, началась стадия восстановления. Посмотрим, что будет в 2017-м»,— говорил ранее гендиректор ДТМС Роман Самохин сайту sakhalinmedia.ru.
По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), на Дальнем Востоке по состоянию на ноябрь 2016 года было 50-52 дилерских центра. Лучше всего, по данным РОАД, там представлены отечественные марки Lada и УАЗ — соответственно пять и семь дилерских центров. Среди иностранных брендов максимальное присутствие у Mitsubishi (пять салонов), по три салона у Toyota, Nissan и Hyundai, по два дилерских центра у KIA, SsangYong и Mercedes. «Мы видим приоритет отечественных и азиатских марок в регионе по сравнению с европейскими»,— отмечают в РОАД.
По итогам года в Дальневосточном федеральном округе продано 12,2 тыс. автомобилей, что на 13% меньше, чем в 2015 году (14,1 тыс.), сообщили в «Автостате». В Южно-Сахалинске, по данным агентства, было продано 839 автомобилей, что на 3,2% больше, чем в 2015 году. Наиболее популярные модели — Toyota Land Cruiser, Toyota RAV4, Toyota Land Cruiser Prado, УАЗ «Патриот», Kia Sportage. Продажи KIA в городе выросли на 114%, до 101 автомобиля, Mitsubishi — сократились на 56%, до 51 машины. Также продано 11 Chevrolet Niva (по 2015 году данных нет). Впрочем, в представительстве Mitsubishi рынок Дальнего Востока называют «одним из приоритетных и очень перспективным».
Авторынок не впервые привлекает непрофильных инвесторов, констатируют участники рынка. «Такое бывает: например, люди занимались рыбой — и сделали автомобильную компанию в Архангельске»,— рассуждает президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов. По его словам, в дилерском бизнесе этот сегмент для рентабельности, как правило, надо продавать 1 тыс. автомобилей в год, а ДТМС продал в 2015 году примерно 280 машин. В Южно-Сахалинске нет авторынка, а продажи носят штучный характер, отмечает господин Попов. Случаются и переходы из автодилерского бизнеса в телекоммуникационный, пример тому бывший топ-менеджер «Вымпелкома» Олег Бармин, напоминает собеседник «Ъ» на рынке сотовой связи.
Владислав Новый, Кристина Сапрыкина