Философия бухгалтерии

Компания «Авизо-Профи» генерирует новые смыслы в работе с клиентами.

Рынок бухгалтерских услуг в России достиг небывалых размеров: маркетинговое исследование компании NeoAnalytics показало, что в прошлом году его объём составил 243,4 миллиарда рублей. Бухгалтерским аутсорсингом пользуются порядка 1 миллиона юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а совокупное число компаний, оказывающих такие услуги, превысило 30 тысяч. Но не все из них одинаково хорошо выполняют свои задачи. Директор компании «Авизо-Профи» Анна Гордейко считает, что дело в отношении к клиентам: многие бухгалтеры просто оказывают услуги, вместо того, чтобы рассказать о новых возможностях для бизнеса. В интервью нашему изданию она объяснила, как найти хорошего бухгалтера, который поможет предпринимателю расширить своё дело и получать больше прибыли.

Ответственность и надёжность

– Анна, компаний на аутсорсинге очень много и ценник у них примерно одинаковый. Как правильно выбрать бухгалтера и потом не пожалеть об этом?
– Компании должны конкурировать не ценой. К тем, кто сразу предлагает скидку и пытается привлечь клиентов низкой стоимостью услуг, я бы побоялась идти, потому что бухгалтер это крайне сложная профессия. Не знаю, как остальные мои коллеги, но лично я понимаю, какую ответственность несу, когда беру на сопровождение клиента. Эта ответственность и те знания, которыми обладает грамотный бухгалтер, стоят денег. Когда бухгалтер в погоне за клиентом говорит: «я сделаю это за 500 рублей», то, во-первых, он обесценивает себя и свои умения, а во-вторых, какие обязательства он берёт на себя за эти деньги? Будет ли он готов в случае получения писем и запросов от налоговой исправить свой недочёт? Думаю, ответ очевиден.

– Ваши клиенты сталкивались с такими бухгалтерами?
– Некоторым моим клиентам подобные исполнители делали что-то за 500-1000 рублей, а потом они не могли до них дозвониться. А когда дозванивались, то слышали в ответ: «Я сделал отчёт, выполнил свою работу, а дальше не мои проблемы». В результате доделывать отчётность за этих людей приходилось мне. Зато предприниматели, которые обращались ко мне с такой просьбой, навсегда остались со мной. Потому что они понимают, что платят деньги за качество и что я всегда выполню тот объём работы, за который берусь.
Сегодня конкурировать можно только добросовестным отношением к своим обязанностям и умением брать на себя все риски. Моя работа в компании построена именно на таком сотрудничестве с клиентом. Мы берём деньги не за то, что перебираем бумажки, как многие считают. А за ту ответственность, которую несём, обрабатывая первичные документы и формируя отчётность. Да, многие компании говорят, что они делают то же самое, но затем выясняется, что они дорабатывают что-то либо за отдельную плату, либо с неохотой.

– Откуда вы это знаете?
– Я сама работала в крупной аутсорсинговой компании и видела, как всё это происходит изнутри. Какие обещания дают клиентам и как в дальнейшем уже наёмные бухгалтеры работают с ними. При создании своей компании я поняла, что не хочу повторять подобный опыт. Моя команда состоит сейчас из четырёх человек. Мы собрались со знакомыми девочками и решили открыть собственный бизнес, чтобы делать работу качественно и надёжно. Все мы профессиональные и самостоятельные бухгалтеры, каждая в какой-то области специалист.
Мы не берём на сопровождение всех подряд клиентов, потому что видов деятельности и законов очень много, и быть по-настоящему отличным бухгалтером-универсалом в одном лице при таком объёме информации просто нереально. Можно по верхам знать всё, но если не учесть какие-то детали, то впоследствии они приведут к значительным проблемам – штрафам или приостановке деятельности компании. Поэтому, например, мы сразу говорим, что с общепитом не работаем.

Предприниматель превыше всего

– Как в вашей компании организовано взаимодействие с клиентом?
– На первой встрече мы узнаём его проблему и честно говорим, сможем ли мы ее решить. Мы не обещаем того, чего не можем выполнить – это очень важно и спасает от возможных конфликтов и недопонимания. От своих клиентов мы ждём такой же ответственности. В частности, мы просим их консультироваться с нами обо всех нетипичных сделках, чтобы предупредить и минимизировать риски или предотвратить неприятные последствия.
Всё, что я говорю, основано на моём опыте. Часто директор сам принимает решение: «Крупный клиент, хорошая сделка, надо заключать договор». Подписали, а потом оказывается, что компания не может его выполнить или для этого нужны большие затраты. Аналогичная просьба относится и к первичной документации. Мы объясняем клиентам, насколько важно получить оригиналы всех закрывающих документов от их поставщиков, а также подписанные актов и товарные накладных от покупателей.

– А расскажите – кто ваши клиенты?
– Для себя я определила несколько ситуаций, когда человек ищет бухгалтера. Первая – когда он только открывает своё дело и регистрируется как ИП или ООО. В таких случаях владелец бизнеса понимает, что не хочет сам разбираться в бухгалтерии: ему не хватает знаний или он хочет сразу добротно наладить работу. Этим людям мы помогаем ещё до регистрации бизнеса, чтобы они заранее правильно выбрали подходящую систему налогообложения и не закрылись через полгода.
Вторая ситуация – когда человек уже работает. У него есть бизнес и даже бухгалтер, но он регулярно сталкивается с какими-нибудь недочётами: то требование придёт из налоговой, то пени появятся, то налоги чересчур высокие. И бухгалтер при этом не идёт на контакт. Отсюда возникают недомолвки, сомнения в качестве его работы. И тогда руководитель принимает решение, что надо попрощаться с этим сотрудником.

– Чем вы помогаете в таких случаях?
– Первым делом мы проводим экспресс аудит того, что есть на данный момент, выявляем ошибки и смотрим, что можно улучшить в работе компании. Недавно ко мне пришёл клиент с такой бедой: он три года работал с бухгалтером удалённо, всё шло нормально, но неожиданно у него заблокировали расчётный счёт. Предприниматель не понял, что произошло. Фирма у него небольшая, деятельность практически не ведётся, поэтому бухгалтер без консультаций с клиентом перестала сдавать отчётность и выходить на связь.
Чаще всего такое происходит с частными бухгалтерами, которые никак не зарегистрированы: большое количество подобных объявлений есть на Авито и других электронных площадках. Эти «специалисты» часто не берут на себя ответственность и никакого спроса с них не получить. Поэтому от таких бухгалтеров я бы держалась подальше. Лучше выбирать тех, кто уже зарегистрировал свою деятельность в налоговой, имеет хорошую историю, отзывы и рекомендации – о них можно узнать из соцсетей.

Цифровая гигиена

– У вас тоже есть аккаунты в Интернете?
– Да, я веду социальные сети. У меня есть канал в Телеграме, где я напоминаю о сроках сдачи отчётности. Для любого предпринимателя это большая боль: если забыть сдать отчёт или перечислить налоги, то придётся разбираться с блокировкой счета или пенями. А на своих страницах в Тенчате и ВКонтакте я освещаю самые важные изменения в нашем законодательстве. Каждый из нас ежедневно сталкивается с огромным потоком информации и найти в нём что-то стоящее сродни иголке в стоге сена.
Лет десять назад, когда у меня не было большого опыта, я читала все новости подряд и это отнимало много времени. Журналисты прекрасно научились придумывать громкие заголовки типа «Президент с 1 числа отменил всем налоги» или «Введён новый закон, который отменяет все страховые взносы». А когда открываешь такую заметку в Интернете, то понимаешь, что на деле всё не так. Например, налоги отменены не для всех, а для какой-то одной очень узкой категории налогоплательщиков и на определённый срок, а то и вовсе такая инициатива только обсуждается депутатами Госдумы. Вот для минимизации таких историй я и завела аккаунты в соцсетях, на которые может подписаться любой желающий.

– Так вы напоминаете своим клиентам о том, что самый ценный ресурс – это время?
– Безусловно. На своих страницах я публикую реально актуальные и значимые новости, чтобы оградить предпринимателей от информационного шума. Не надо подписываться на всех и всё. Выберите для себя канал, которому вы доверяете и который действительно публикует полезную информацию. На самом деле даже важные новости не всегда нужны владельцам бизнеса. К примеру, сейчас правительство ввело на год отсрочку по уплате страховых взносов. Под неё попали очень многие организации. Но я бы аккуратно пользовалась ею, потому что никто не отменяет обязательность уплаты страховых взносов, её лишь переносят на потом.
А теперь представьте, что случится через год: по сути вам нужно будет заплатить страховые взносы в двойном размере. Но будет ли у вас такая возможность? Поэтому я своим клиентам советую пользоваться этой отсрочкой аккуратно. Не использовать её на максимальный срок, а перенести платёж на несколько дней, недель или месяцев, чтобы не оставлять полную сумму на следующий год.

Подготовил Станислав Мищенко.

Компания «Авизо-Профи»
+7 953 385-45-50
vk.com/glavbuh_anna
tenchat.ru/glavbuh_anna
t.me/newavizoprofi
(напоминание о важных сроках каждый месяц)