О том, что DPD объединяется с SPSR Express, «Ъ» сообщили гендиректор SPSR Express Владимир Солодкин и будущий гендиректор объединенной компании Николай Воинов, ранее возглавлявший DPD в России. По их словам, закрытие сделки ожидается в первом квартале 2017 года. Стороны направили ходатайство в Федеральную антимонопольную службу.
Сейчас 40% SPSR Express принадлежит «Эльбрус Капиталу», 30% — фонду Russian Retail Growth Fund (RRGF; управляет в том числе средствами Виктора Вексельберга и Александра Мамута), еще 30% — менеджменту компании, включая Владимира Солодкина. По его словам, в ходе слияния RRGF выйдет из состава акционеров SPSR Express. Управляющий партнер Svarog Capital Advisors (координирует RRGF) Олег Царьков подтвердил, что фонд продаст свой пакет, но не раскрыл сумму сделки. По словам двух источников «Ъ», знакомых с ходом сделки, покупателем выступает GeoPost. Второй этап сделки будет безденежным: в ходе объединения активов GeoPost получит 70% новой компании, еще 30% будет у «Эльбрус Капитала» и топ-менеджмента SPSR Express, объяснил господин Солодкин. Он возглавит совет директоров и комитет по стратегическому развитию новой компании.
Инфраструктура SPSR Express состоит из 9 распределительных и 15 сортировочных центров, 200 офисов и представительств в городах России, более 1 тыс. собственных автомобилей. По данным базы «СПАРК-Интерфакс», в 2015 году выручка SPSR Express составила 5,9 млрд руб., чистая прибыль — 132 млн руб. В 2015 году SPSR Express договорилась о доставке в РФ покупок, сделанных на AliExpress. В 2016 году, по предварительным данным, выручка перевозчика увеличилась на 13%, до 6,85 млрд руб.
У DPD в РФ более 600 отделений. Под этим брендом работает компания «Армадилло бизнес посылка», ее выручка в 2015 году составила 6,45 млрд руб., следует из данных базы «СПАРК-Интерфакс». По словам Николая Воинова, в 2016 году выручка DPD должна была достичь 7,5 млрд руб.
Основной драйвер роста рынка курьерской и экспресс-доставки — онлайн-торговля, говорят господа Солодкин и Воинов. «Рынок завоевывают Alibaba Group, Amazon, eBay и другие крупные интернет-компании, им нужны сильные партнеры в логистике. Отсюда и стратегия французских акционеров: В2С-сегмент растет уверенными темпами, смысла покупать маленькие компании нет, поэтому от GeoPost и поступило предложение о слиянии»,— объясняет Николай Воинов. Бизнесы двух компаний сопоставимы по объемам, при этом пересекаются лишь на 20-25%, говорит он. «Появится универсальный логистический оператор с крупным международным акционером: престиж и имя будут способствовать развитию бизнеса»,— надеется Владимир Солодкин. После закрытия сделки стороны рассмотрят вопрос о едином бренде. Кроме того, объединенная компания, вероятно, перейдет на одну IT-платформу: это произойдет в течение ближайших двух лет и потребует инвестиций в сотни миллионов рублей, добавил господин Солодкин. Стороны рассчитывают завершить интеграцию до конца 2018 года.
Сделка поможет загрузить логистические мощности DPD за счет контракта SPSR Express по доставке покупок с AliExpress, считает вице-президент по операционной деятельности DHL Express в России Юрий Шевченко. Но в случае понижения беспошлинного порога на покупки из интернет-магазинов, давно обсуждающегося чиновниками, может произойти снижение объемов посылок из-за рубежа, а также усложнится процесс их обработки, что удорожает доставку — этот риск должны учитывать стороны сделки, отмечает он.
Это не первая M&A-сделка на логистическом рынке. В минувшем году финская Itella выкупила курьерскую службу «МаксиПост», курьерская служба для интернет-магазинов TopDelivery приобрела Maxima Express, а служба доставки Boxberry купила 75% акций курьерской службы «Аксиомус». «Идет консолидация сил на фоне качественных изменений и количественного роста почтовой логистики, а это ведет к снижению себестоимости и потенциально — к снижению цен на услуги»,— отмечает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
Впрочем, по мнению сооснователя Data Insight Федора Вирина, теоретические выгоды укрупнения понятны, но на практике компании потратят полтора-два года на интеграцию и переезд, позволяя расти и выигрывать другим игрокам и не составляя реальной конкуренции «Почте России». «Боюсь, что если рынок от этого выиграет, то очень нескоро»,— заключает он.
Роман Рожков