Страница бизнес-омбудсмена Бориса Титова «ВКонтакте» переполнена обращениями представителей малого бизнеса. Предприниматели просят Уполномоченного помочь им решить неотложные вопросы, на которые пока нет ответов. И хотя чиновники разных уровней обещают оперативно реагировать наобращения МСП, государственная машина, как это не раз бывало, слишком медленно разворачивается.
Между тем проблемы у бизнеса нарастают, как снежный ком. Особенно, у производственников. Их «головная боль» – непомерный рост цен на металлы и стройматериалы, а также дефицит комплектующих изделий, ранее поставляемых из Европы. Эти и другие причины ставят под удар проекты, в которых участвуют и уральские предприниматели. В их числе учредитель и руководитель ООО «Причал-Урал» Сергей Кадышев, рассказавший «Опоре бизнеса» о своих тревогах.
– Сергей Николаевич, что именно тревожит Вас сегодня? Спрос на Вашу продукцию – навигационное оборудование на внутреннем рынке высокий?
– Спрос-то высокий, а в преддверие весенней навигации он, как правило, только растет. Это, конечно, хорошо. Однако в последнее время мы оказались в ситуации, которая, если не принять мер, может привести к срыву заказов. Нас буквально связывает по рукам рост цен на оцинкованный металлопрокат. Наше предприятие производит навигационное оборудование для плавучих средств с использованием металлов с антикоррозийной обработкой, выполненной методом горячей оцинковки. В Свердловской области горячей оцинковкой занимаются пять предприятий, их продукция востребована, спрос на нее высокий. Но они резко подняли цены – более чем в два раза, причем, одновременно. Я никого ни в чем не хочу обвинить, но я хотел бы обратить внимание на эту проблему органов власти, в том числе областного Министерства промышленности и науки. Но ведь до них не достучаться! Между тем, игнорирование данной проблемы может привести к необратимым последствиям.
– То есть настанет момент, когда Вы не сможете работать, потому что начнут расти убытки? Но Вы тоже можете поднять цены…
– В том то и дело, что не можем. Мы работаем по долгосрочным контрактам в рамках федерального заказа и федеральных программ Министерства транспорта России. И бюджетные деньги распределены между 15-ю российскими представительствами, закупающими навигационное оборудование. Минимальный срок исполнения контрактов шесть месяцев, а отдельные контракты заключены до 2024 года. Не можем мы взять и поднять цены, потому что они зафиксированы в контрактах. Их изменение в одностороннем порядке – это прямой путь в черный список недобросовестных поставщиков.
– Для уточнения, ваше оборудование – это специальные сооружения и устройства, предназначенные для обеспечения безопасного судоходства ?
– Совершенно верно. Производимое нами оборудование решает задачи безопасности на водных путях. Без него невозможно открыть навигацию. Мы готовы выполнять столь важную государственную задачу, но нам нужно понимать, что будет с ценами на металлы и услуги наших поставщиков, какие действия будет принимать правительство РФ, а оно пока молчит. Наше предприятие – частное, мы не должны, не хотим и не можем работать себе в убыток. В сложившейся ситуации нам невыгодно и, даже, опасно подписывать долгосрочные контракты. Пока у нас есть запас оборудования, что позволит нам какое-то время удерживать цены, но недолго: три – пять месяцев. А заказчики в преддверие весенней навигации обрывают телефоны, все просят оборудование. Мы планировали участие в масштабном проекте реконструкции Северного морского пути, и до недавнего времени, до всех этих ценовых скачков мы не сомневались в том, что станем его полноценным участником.
– На Ваш взгляд, каковы причины роста цен на оцинкованный металл?
– Я могу высказать только свои предположения. Судите сами – расходы на электроэнергию в этом году хоть и выросли, но этот рост нельзя назвать критичным. Как и рост цены на газ. Зарплата у наших поставщиков – оцинковщиков, насколько я осведомлен, осталась на прежнем уровне. Не изменились и транспортные издержки. Что касается цинка, то самые большие запасы этого элемента в России, а ведущим добывающим регионом является Урал. Что в сухом остатке? Что повлияло на рост цен на металлы?
– Наверное, то, о чем не так давно говорил Президент РФ. Он отметил, что в связи с изменением мировых цен металлурги начали получать сверхдоходы за счет экспорта и хотят получать такие же доходы за поставки металла на внутреннем рынке. А это приводит к перекосам в экономике, к разрушению сложившихся ранее производственных цепочек, возникновению трудностей у предприятий из многих других отраслей. Таких, как Ваше!
– Тогда должны быть приняты меры, но время идет, а меры не принимаются. Слишком медленно разворачивается бюрократическая машина. А для бизнеса время – это не просто деньги. Это ответственность перед потребителями, это дело чести, наконец.
Сегодня наше предприятие ООО «Причал-Урал» производит широкий ассортимент продукции. Мы являемся поставщиками не только электронного, но и оптического оборудования, и часть комплектующих для его производства мы получали от европейских производителей, так как у нас в России подобных производств нет. Из-за введенных санкций поставки линз приостановлены. Покупать их через третьи руки очень накладно. К тому же значительно, до трех месяцев вырастут сроки поставок. Как в таких условиях входить в навигацию, непонятно. Единственный выход – это импортозамещение. Мы готовы наладить производство линз для оптики в рамках своего предприятия, у нас есть разработки, есть проект. Сейчас государство ставит задачу по развитию импортозамещающих производств, и мы хотим включиться в этот процесс, но нужны инвестиции на установку современной технологической линии. И нам, и другим отечественным предприятиям, нацеленным на импортозамещение, нужны понятные меры господдержки.
Наталья Горбачева