О затруднениях предпринимателей в 2021 году и предложениях по улучшению их правового положения

Состоялось заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области под председательством Заместителя Губернатора Свердловской области Дмитрия Александровича Ионина.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области, второй заместитель председателя Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области Елена Николаевна Артюх рассказала о предложениях по улучшению правового положения субъектов предпринимательской деятельности в Свердловской области по результатам деятельности в 2021 году.
В 2021 году Уполномоченному поступило более 600 различных обращений.
Лидерами по количеству поступивших жалоб являются следующие сферы (по состоянию на 1 декабря 2021 года):
l земельные и имущественные отношения (включая вопросы аренды);
l деятельность правоохранительных, следственных, судебных органов, органов прокуратуры и федеральной службы безопасности, в том числе уголовное преследование;
l налоговый контроль и иные функции налоговых органов, налоги и налогообложение;
l нестационарная торговля;
l обращения в условиях ограничений и запретов, установленных для защиты от новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
l государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (проверки), таможенный контроль.
В октябре этого года аппаратом федерального бизнес-омбудсмена проводилась диагностика «самочувствия» бизнеса. От Свердловской области опрошены более 360 предпринимателей:
более 65% респондентов отметили, что обороты в сравнении с «допандемийными» так и не восстановились;
при этом 48% опрошенных постарались сохранить зарплату на прежнем уровне, но более 35% были вынуждены ее снизить.
Ключевыми затруднениями пред­приниматели считают:
l рост закупочных цен (более 20%);
l нестабильность режима ограничений (более 17%);
l отсутствие восстановления спроса по сравнению с началом пандемии (более 16%);
l невозможность вносить налоговые и арендные платежи (по 7%).
Наиболее ожидаемые бизнесом меры поддержки следующие.
Каждый пятый опрошенный сообщил о необходимости:
l снижения налоговой нагрузки (около 22%);
l отказа от введения карантина бизнеса (более 21%), в октябре это было реальной угрозой;
l новых прямых субсидий в размере одного МРОТ на работающего за все месяцы ограничений (более 13%);
l стимулирования спроса (около 8%).
С учетом результатов опроса и отработанных обращений Е.Н. Артюх обозначила ряд предложений по улучшению правового положения предпринимательства в Свердловской области.
Во-первых, в последние два месяца, по понятным причинам, Уполномоченный фиксирует рост числа обращений относительно бизнес-рисков из-за новых ограничений, связанных с пандемией. Это обязательная вакцинация отдельных категорий работников и применения QR-кодов на большом количестве объектов и мероприятий.
Предприниматели осознают важность объединения усилий в противодействии инфекции, но при этом просят:
l оперативно разъяснять порядок исполнения новых требований и ограничений, поскольку тексты нормативных правовых актов порой крайне неоднозначно сформулированы, а разночтения порождают риск административной ответственности;
l обеспечить единообразное применение ограничений для всех, исключив уход от ответственности и недобросовестную теневую конкуренцию.
Видится обоснованной просьба бизнеса, чтобы для COVID-free объектов были сняты другие ограничения, предусмотренные Указом № 100-УГ: например, по одновременному предельному нахождению граждан в помещениях для услуг и торговли; по 75-процентному наполнению кинотеатров, театров и концертных залов; по обязательному использованию защитных экранов в общепите и по 4 кв.м на одного посетителя.
С 22.12.2021 дня снято ограничение по работе предприятий общепита с 23.00 до 06.00 часов. Уполномоченный выразил надежду, что они еще успеют составить конкуренцию коттеджам, апартаментам и другим местам проведения новогодних корпоративов, где зачастую мероприятия проходят «мимо кассы» и без санитарных правил.
Также 22.12.2021 были отменены QR-коды в торговых центрах и помещениях внутри них, за исключением кинотеатров. С одной стороны, это ожидаемые бизнесом послабления, с другой – сразу возникли обращения о дискриминационных условиях для тех, кто ведет ту же деятельность, но вне ТЦ с несопоставимо меньшим числом посетителей (это общественное питание, непродовольственная торговля, фитнес-центры, салоны красоты), они остались с издержками и потерями, связанными с QR-кодами. И убедительная просьба от кинотеатров – на каникулярное время убрать требование о 75% наполнении залов, поскольку QR-коды в отношении них на тот момент не были отменены, а все сотрудники вакцинированы, помещения проветриваются и дезинфицируются.
Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект о QR-кодах. Крайне важно, чтобы в итоговом его варианте были учтены и хорошие решения, и негативный опыт регионов, уже поживших с QR-кодами.
Кроме того, необходимо закрепить требование, что ограничения могут вводиться только синхронно с решениями о мерах поддержки.
Ограничения приводят к падению клиентского трафика и выручки. Но у предпринимателей сохраняются финансовые обязательства, в том числе налоговые.
Федеральные субсидии на нерабочие дни и льготный кредит «ФОТ 3.0» смогли лишь частично и незначительно покрыть издержки предпринимателей. Из-за множества фильтров получили поддержку далеко не все, кого фактически коснулись ограничения. Например, непродовольственная розница, торговые центры и другие.
Именно поэтому в начале ноября 2021 года свердловский бизнес-омбудсмен и отраслевые бизнес-объединения провели совещание и сформировали предложения Губернатору Свердловской области по возможным региональным мерам поддержки. Ответ, подготовленный Министерством экономики и территориального развития Свердловской области, содержал, в основном, сведения о реализованных еще в прошлом году мерах поддержки, а предлагаемые сейчас налоговые преференции Министерство квалифицирует как экономически нецелесообразные. Комитет Законодательного Собрания Свердловской области по промышленной, инновационной политике и предпринимательству заявляет о необходимости поддержки бизнеса, но считает дополнительную нагрузку на бюджет обременительной.
Предлагаем рекомендовать ре­гио­нальным Министерству агро­промышленного комплекса и продовольствия, Министерству культуры и Министерству физической культуры и спорта обсудить с отраслевыми объединениями предпринимательства вопрос о возможных региональных мерах поддержки бизнеса в текущей ситуации. И речь идет, в первую очередь, об организационных мерах, в том числе – о возможности работать в полном объеме.
Также наиболее ожидаемой мерой поддержки для бизнеса является снижение налоговой нагрузки. На региональном уровне перспективными видятся несколько направлений.
С учетом предыдущей государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по налогу на имущество организаций до 2022 года областным законом установлены пониженные ставки от 0 до 1,5 % в зависимости от категории налогоплательщиков и сроков введения объектов в эксплуатацию, при условии поддержания определенного уровня заработной платы.
В 2022 году в Свердловской области пройдет новая государственная кадастровая оценка земельных участков, а в 2023 году – объектов капитального строительства. При этом оспаривание кадастровой стоимости будет еще сложнее: досудебное обжалование станет возможным только через государственное бюджетное учреждение, проводившее государственную кадастровую оценку; а в суде введено монопольное право проводить экспертизы только в государственных экспертных организациях.
Предлагаем продлить после 2022 года действие дифференцированных пониженных налоговых ставок по налогу на имущество организаций.
Необходимо также, чтобы дифференцированные пониженные налоговые ставки синхронно применялись к налогу на имущество физических лиц-индивидуальных ­предпринимателей в отношении аналогичных объектов. Иначе возникают неравные конкурентные условия ведения бизнеса организациями и ИП.
Необходимо проработать подходы по расширению круга получателей инвестиционного налогового вычета (ИНВ) в нашем регионе.
В силу жестких требований Налогового кодекса воспользоваться этой мерой поддержки могут только прибыльные инвестирующие предприятия. В декабре 2019 года в Свердловской области была введена возможность применения ИНВ только в отношении участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» при целом ряде дополнительных условий.
В результате, в 2021 году этой мерой воспользовались только 8 из более чем 80 предприятий, являющихся участниками Нацпроекта. В 2022 году вычетом планируют воспользоваться только 13 из более чем 100 участников.
По опросу областного Союза промышленников и предпринимателей, значительная часть заинтересованных предприятий отказалась от ИНВ из-за незначительного размера налоговой экономии или несоответствия условиям льготы. Заинтересованность в данной мере поддержки высказывают, в первую очередь, средние предприятия.
Мы уже не раз предлагали и предлагаем вновь увеличить размер ИНВ до 90 % суммы расходов текущего периода, а также применять отраслевой подход при расчете уровня заработной платы как условия получения ИНВ.
По УСН (доходы) для отдельных категорий налогоплательщиков предлагаем снизить налоговые ставки, а именно: установить ставку не более 2% для социальных предприятий и предприятий, работающих в населенных пунктах с численностью до 5 тысяч жителей.
И те, и другие, по сути, участвуют в реализации социальных функций государства. При этом налоговых мер поддержки на региональном уровне для них не предусмотрено.
По данным Реестра МСП по состоянию на ноябрь 2021 года в Свердловской области 24 социальных предприятия – юридических лица.
По сведениям Облпотребсоюза, в состав которого входит 60 юридических лиц и занято почти 3700 человек, будут закрыты около 200 торговых точек из-за неокупаемости в отдаленных или малочисленных территориях. В том числе из-за существенного роста налоговой нагрузки в связи с переходом с ЕНВД на УСН.
Если же нет возможности понизить ставки по УСН (доходы) для социальных предприятий и предпринимателей в малочисленных территориях, нужно проработать другие возможные региональные меры поддержки для них.
Обполтребсоюз неоднократно обращался с данным вопросом в Министерство ­агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, но решения пока нет.
Необходимы изменения федерального регулирования. Речь идет о патентной системе налогообложения.
Параметры применения патента сейчас – численность занятых до 15 человек и доходы до 60 млн. рублей в год, они установлены еще в 2012 году и с тех пор не менялись, что существенно и необоснованно сужает круг пользователей этой удобной системой налогообложения (в то время как критерии по выручке для отнесения к МСП и для целей применения УСН были актуализированы в сторону увеличения).
Предлагаем обратиться от Свердловской области в Правительство РФ за увеличением вдвое числа занятых до 30 человек и объема доходов до 120 млн. рублей для патентной системы налогообложения.

Еще о нескольких системных затруднениях бизнеса.
В сфере налогового администрирования и иных функций налоговых органов отметим несколько проблем:
l это необоснованные, непредсказуемо длительные сроки налоговых проверок и оформления их результатов, порождающие состояние неопределенности и нервозности;
l это увеличение числа обоснованных жалоб на незаконные отказы в совершении регистрационных действий налоговыми органами по изменению места нахождения или адреса юридического лица. Как правило, налоговые органы обосновывают отказы отсутствием намерения осуществлять деятельность по новому адресу. Безусловно, необходимо проверять и пресекать налоговую миграцию отдельных недобросовестных лиц, но поголовно всех в этом подозревать и массово отказывать в перемене места нахождения не верно. Это явный административный барьер;
l фальсификация электронно-цифровых подписей (ЭЦП) реально действующих предприятий, сдачу по ним якобы «уточненной» налоговой отчетности и незаконное внесение изменений в публичные реестры относительно персон руководителей с противоправными целями;
l проблема изменения налоговой и судебной практики при исчислении НДПИ по щебеночным карьерам; ретроспективное доначисление недоимки при отсутствии претензий по ранее сданным декларациям.
Эти проблемы были обозначены Уполномоченным на заседании межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей в Управлении Генпрокуратуры в УрФО и на совместном приеме Уполномоченного при Президенте Титова Бориса Юрьевича и Заместителя Генпрокурора Зайцева Сергея Петровича. Вопросы взяты ими на контроль.
Тем не менее предлагаем:
l обсудить с Управлением ФНС по Свердловской области организацию надлежащего контроля действия сертификатов ЭЦП на стадии приема налоговых деклараций и других документов, а в случае выявления несоответствия, не принимать их и направлять материалы в правоохранительные органы;
l обсудить с ГУ МВД по Свердловской области необходимость тщательно проводить проверки по заявлениям о подобных фактах и принимать все необходимые меры для пресечения «цифровых» противоправных деяний в предпринимательской сфере.
Несколько слов о сфере нестационарной торговли. По количеству жалоб она неизменно в «топе» из года в год. Размещение НТО – одна из самых конфликтных сфер с точки зрения количества споров в суде. По этой категории дел с 2018 года Уполномоченный и его представители чаще всего участвуют в судебной защите предпринимателей.
Основная проблема здесь состоит в отсутствии качественного регулирования. На федеральном уровне в этом году были приняты распоряжение Правительства и новые методические рекомендации Минпромторга по размещению нестационарных и мобильных торговых объектов. Полагаем, что обязательно требуется коррекция региональных и муниципальных НПА с учетом федеральных подходов, несмотря на то, что они рекомендательные.
Не уменьшается число обращений предпринимателей из-за перехода на новый порядок обращения ТКО.
Данная проблема связана с состоянием федерального и регионального регулирования и с практикой работы регоператоров, которая зачастую далеко не партнерская. При этом, у Уполномоченного уже есть хороший опыт взаимодействия с ЕМУП «Спецавтобаза» по проведению рабочих совещаний и приемов предпринимателей для внесудебного урегулирования конфликтов по вопросам оплаты услуг при обращении ТКО. Потребителям разъясняются основные положения законодательства, возможные пути снижения издержек, даются рекомендации. В отдельных случаях, например, стоимость услуг по обращению ТКО после выполнения рекомендаций была снижена более чем на 20 %.
Предлагаем распространить данную практику на деятельность других рег. операторов в сфере ТКО и вернуться к вопросу о нормативах накопления ТКО, возобновить работу созданной 2 года назад рабочей группы.
В завершение Е.Н. Артюх напомнила, что на встрече предпринимателей с Губернатором Свердловской области 26 мая 2021 года в Нижнем Тагиле обсуждался вопрос о необходимости докапитализации Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства. Это важно, поскольку именно льготное кредитование через Фонд крайне востребовано. Оно как возвратный механизм позволяет поддерживать баланс частных и публичных интересов.
По итогам встречи Главой региона было дано поручение Минфину области рассмотреть вопрос докапитализации СОФПП за счет областного бюджета с учетом его исполнения за 9 месяцев 2021 года. Положительного решения пока нет.
Предлагаю вернуться к данному вопросу по результатам обсуждения исполнения бюджета за 2021 год.
«Коллеги, перечисленные мной здесь и иные выявленные в 2021 году системные затруднения предпринимательства с предложениями по их разрешению будут отражены в Ежегодном докладе о результатах деятельности Уполномоченного, работа над которым сейчас ведется», – завершила выступление Елена Николаевна.
Марина Шарипова, помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области