Что необходимо знать о защите товарного знака?

Что такое товарный знак (бренд)? Какие преимущества дает его защита? На чем выигрывает фирма-клиент при таком подходе?

На эти и другие вопросы издания отвечает наш эксперт, руководитель регионального представительства федеральной компании по защите интеллектуальной собственности BEBRAND Анжелика Волчанская.

– Анжелика Васильевна, что такое товарный знак и зачем его регистрировать? Почему защита бренда (и шире – интеллектуальной собственности) так важна для ведения бизнеса в современных условиях?
– Товарный знак – это уникальное изображение, слоган или логотип компании, который нельзя использовать без ведома его владельца. Товарный знак используется для индивидуализации товаров или услуг, это объект интеллектуальной собственности, защита которого гарантируется законодательством РФ (согласно ст. 1477 ГК РФ). Зарегистрированный товарный знак становится полноценным нематериальным активом, способным принести существенную прибыль своему владельцу.

Анжелика Волчанская

– Каковы основные причины зарегистрировать товарный знак?
– Прежде всего, это защита. Регистрация товарного знака дает уверенность в двух вещах. Во-первых, никто не сможет подать на вас в суд за незаконное использование чужого товарного знака. Во-вторых, вы сами сможете взыскать с каждого нарушителя компенсацию в судебном порядке за незаконное использование вашего товарного знака до 5 млн рублей (ст. 1515 ГК РФ).
Товарный знак – это актив компании, который можно оценить и поставить на баланс организации. Правообладатель может продать товарный знак или использовать его в качестве залога. Регистрация товарного знака позволяет использовать символ ® в его обозначении как предупреждение о правовой защите знака. Правообладатель может запретить конкурентам использование такого или сходного знака на товарах, использование его в рекламе или в маркетинговой продукции.
Если вы – торговая компания и планируете работать с крупными онлайн-площадками, потребуется зарегистрированный товарный знак. Если компания использует фирменные вывески со своим логотипом в торговых центрах, руководство ТЦ может потребовать документы о регистрации торгового знака.
В перспективе, при масштабировании бизнеса, товарный знак становится главным элементом при продаже франшизы. Партнёры будут платить за использование вашего имени и параллельно увеличивать его стоимость и репутацию!

– Какие виды товарных знаков существуют?
– Товарные знаки бывают словесные, графические, комбинированные, объемные и звуковые. Основная задача товарного знака – выделить товар или услугу на рынке. Он должен обладать так называемой различительной способностью, быть легко узнаваемым для потребителя.

– Кто может подать заявку на регистрацию товарного знака?
– Правообладателем товарного знака и заявителем на товарный знак может стать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Регистрация товарных знаков физических лиц или самозанятых не допускается. Вы работаете «в долгую», ваш бизнес имеет хорошие перспективы развития? Хотите отстроиться от конкурентов, защитить своё оригинальное название или логотип? Значит, рано или поздно вам придется подумать о регистрации товарного знака.

– Каким образом происходит регистрация?
– Процедура регистрации обычно проходит в четыре этапа.

  1. Разработка бренда.
  2. Перед подачей заявки нужно выбрать классы МКТУ (международной классификации товаров и услуг), на которые будет распространяться действие товарного знака.
  3. Проведение экспертизы знака на тождественность и сходство, то есть изучение охраноспособности и уникальности знака.
  4. Подача заявки на регистрацию в Роспатент, которая проходит два этапа. Первый – формальная экспертиза (правильность заполнения заявки и уплата госпошлины). Второй этап – экспертиза по существу, то есть на соответствие товарного знака существующим требованиям.

– Почему предприниматель не может подать заявку на регистрацию бренда самостоятельно?
– Он имеет на это полное право! Но довести процедуру до конца у него получится только в том случае, если наименование на 100% уникально и не похоже на другие зарегистрированные товарные знаки. Если же ваше название, даже частично, повторяет уже существующее, Роспатент вправе отказать в регистрации. Более того, он даёт лишь одну попытку обжаловать свое решение.
Если при составлении ответа будет допущена ошибка, либо доводы будут приведены не в полном объеме, Роспатент прекратит дальнейшее взаимодействие в одностороннем порядке. Учитывая огромное количество зарегистрированных товарных знаков, именно приведение исчерпывающих аргументов в пользу уникальности является самым сложным и, по факту, определяющим! Поэтому, для регистрации мы рекомендуем выбирать самых надежных контрагентов из Топ-5 рейтинга Роспатента. В этом документе наша компания BEBRAND неизменно лидирует с 2019 года.

– Какие еще преимущества получает клиент при обращении в вашу компанию?
– В числе уникальных преимуществ BEBRAND – гарантия результата. Даже при невозможности регистрации в текущем виде, наш дизайнерский отдел предложит клиенту на 100% уникальные варианты доработки вашего товарного знака, полностью сохранив вашу узнаваемость. Кроме того, каждый договор подкреплен полисом компании «Альфа Страхование» на сумму 5 млн рублей. А значит, инвестиция в заявку, которая по нашей вине не будет доведена до Свидетельства, будет возмещена. (Стоит отметить, что за почти десятилетнюю историю компании BEBRAND, возможности данного полиса ни разу не были реализованы).
Каждая ситуация уникальна, невозможно описать тонкости в двух словах. Представительство компании BEBRAND приглашает всех в гости лично! Всем, кто познакомился с нами благодаря газете «Опора бизнеса», мы предоставим скидку 10% на услуги компании BEBRAND!
Успехов!

Региональное представительство федеральной компании по защите интеллектуальной собственности BEBRAND
ул. Машиностроителей, 19, БЦ «Прогресс», оф. 606 Б
+7 922 192-22-07, 8 343 319-91-92
a.volchanskaya@bbcg.org
bebrandekb.ru
https://vk.com/bebrandeburg