Уральскую торгово-промышленную палату (УТПП) не случайно называют старейшиной «большой четверки» влиятельных бизнес – объединений Свердловской области. И возраст — а в этом году ей «стукнуло» 60 — не главный и не единственный критерий особого статуса. При общих с РСПП, Деловой Россией и Опорой России проектах и целях (лоббирование интересов бизнеса в органах власти) у палаты есть «знаки отличия» или особые функции. Допустим, Вы бизнесмен, готовый экспортировать свою продукцию или участвовать в закупках госкорпораций. В обоих случаях с Вас потребуют акт экспертизы происхождения товара, выполненный экспертами ТПП. И это не единственная весомая услуга палаты, роль и значение которой в жизни предпринимателей трудно переоценить.
Свой опыт и новые возможности в свете законодательных новелл, нацпроектов и цифровых технологий организация представила на юбилейной выставке — форуме ИННОПРОМ-2019. Стенд посетило рекордное количество российских и иностранных участников и гостей.
Что, конкретно, интересует инвесторов и промышленников, какой помощи они ждут от экспертов палаты, удалось ли организаторам поднять международную выставку на новую ступень?
За ответом на эти и другие вопросы мы обратились к Президенту Уральской ТПП Андрею БЕСЕДИНУ.
— Андрей Адольфович, лично Вас десятый по счету ИННОПРОМ чем- то «зацепил»?
— Лично меня — да! Я могу сравнивать, потому что Уральская ТПП участвовала во всех десяти мероприятиях. Выставка 2018 года, где главным партнером выступала Южная Корея, также была интересной и статусной, но нынешняя масштабнее и статуснее. ИННОПРОМ эволюционирует.
— На чем основана Ваша оценка?
— Произошел ожидаемый рывок, отшелушивание всего, что не вписывалось в идеологию выставки. Ничего лишнего, ничего случайного в нынешней экспозиции я не увидел. То же самое можно сказать о деловой программе. Лично я готов рассматривать ИННОПРОМ как вектор развития промышленности и экономики в целом. Полагаю, не лишним будет вспомнить проходивший параллельно глобальный саммит индустриального производства GMIS-2019. По сути, мы единовременно принимали два крупнейших международных мероприятия с разными, подчеркну, операторами. Не каждому региону такое по плечу!
— Какую главную задачу УТПП ставила перед собой, участвуя в ИННОПРОМ- 2019?
— Продвижение услуг по всем направлениям в соответствии с нашей миссией. А она все та же — содействие экономическому лидерству региона. Система ТПП универсальна, а во многом и уникальна. С одной стороны, мы бизнес – объединение. В то же время наша деятельность регламентируется отдельным федеральным законом, в рамках которого мы призваны выполнять серьезные государственные функции. Например, функцию экспертизы товаров, пересекающих границу. Работа, которую делаем только мы! Что касается внутреннего рынка, то здесь на первый план выходит задача помогать, всячески содействовать бизнесу, желающему участвовать в госзакупках, выходить на торги госкорпораций. Для многих предпринимателей это вопрос выживания, так как сегодня главный заказчик продукции и услуг – государство.
— Как Уральская торгово-промышленная палата может помочь бизнесу в этом вопросе?
— Например, если промышленная компания хочет участвовать в госзакупках, то она, в соответствие с постановлением правительства должна подтвердить, что ее продукция произведена на территории России. Нельзя, к примеру, взять китайское оборудование, перекрутить табличку и выдать его за российское. Проверяется все – вплоть до сертификатов на нитки, если речь идет о выпуске спецодежды. Проверку проводят эксперты нашей палаты.
Это очень трудоемкая и непростая работа, и поэтому здесь очень важно правильно организовать работу, чтобы не пострадали предприятия. Об экспертизе они обычно вспоминают, когда до тендера остается 3-4 недели. К сожалению, это уже слишком поздно: даже у самых грамотных экспертов на проверку уходит обычно до 45 рабочих дней. Поэтому, считаем мы, надо готовиться к получению заключения заранее: собирать необходимые бумаги, техническую документацию и пр. Наша задача – убедить в этом руководителей предприятий.
— Нет здесь бюрократического перебора, как это часто бывает?
— А как по-другому пресечь разного рода нарушения, когда компании выдают импортный товар за отечественный. Так что никакого перебора я не вижу. С введением требований и наделения нас функцией проведения экспертиз перекрутить табличку и выдать китайскую продукцию за российскую, уверяю Вас, не получится. Наша задача — провести поэтапную проверку и помочь предприятию выйти на госзакупки. Мы об этом постоянно говорим предпринимателям, убеждаем их отнестись к процедуре серьезно, не тянуть до последнего, чтобы не выпасть из графика и не упустить свою выгоду.
— С какими вопросами чаще всего обращаются зарубежные инвесторы?
— У них большой запрос на информацию. Мы отмечаем это и в повседневной работе, и на выставке ИННОПРОМ. И мы, действительно, можем дать все, что им нужно.
— А что им нужно?
— Алгоритм и понимание того, как быстро и без потерь найти стратегического партнера, им нужен анализ ситуации в отдельных отраслях экономики, информация по ключевым игрокам и зонам ответственности. Многим требуется помощь в организации переговоров, в адаптации своих предложений к нашим условиям. Специфика бизнеса в разных странах имеет свои особенности и отличия. Вплоть до схемы выстраивания тех же переговоров. Без учета нюансов случаются заминки, возникает недопонимание. Инвесторы из южных стран, как правило, напористы, им нужно достичь результата как можно быстрее. Азиатские государства, напротив, не терпят суеты.
— А европейские?
— Если взять Австрию или Германию, то с ними у нас как раз много общего. Чего нельзя сказать об инвесторах и предпринимателях Китая, Японии и особенно Южной Кореи. Благо, у нас есть опыт, мы не рубим с плеча, проявляем дипломатию, что в итоге позволяет найти компромисс.
— Сегодня и бизнес, и власть встраиваются в национальные приоритетные проекты. Как повлияли президентские инициативы на деятельность и планы УТПП?
— Многое пришлось серьезно перекроить. Нацпроектов, как Вы знаете, двенадцать. С точки зрения нашей идеологии и функционала мы интегрированы в несколько из них. Это проекты: «Международная кооперация и экспорт», «Производительность труда и поддержка занятости», в рамках которого мы активно взаимодействуем с Фондом развития промышленности, а с недавнего времени с новой структурой — Федеральным Центром Компетенций (ФЦК), который является оператором нацпроекта с функцией оказания помощи предприятиям пяти несырьевых отраслей.
— Недавно команда экспертов ФЦК во главе с генеральным директором Николаем Соломоном посетила Свердловскую область, где 48 предприятий заявились на участие в проекте по оказанию им адресной помощи. Что скажете по этому поводу?
— Скажу, что я был участником встречи экспертов ФЦК с губернатором Свердловской области и главами муниципальных образований. Мы подробно обсуждали детали проекта, даже спорили. Есть вопросы, которые беспокоят и промышленников, и представителей властных структур, и экспертов нашей палаты. Наша позиция твердая — не выполнить нацпроект невозможно, потому что последствия невыполнения Указа Президента РФ более чем серьезные. Основной посыл — позитивные перемены в несырьевом секторе нужны. Это позволит сократить разрыв с развитыми странами. У нашего региона есть целевой показатель – вовлечь в проект 308 предприятий, подписав с ними соглашения. Полученный ими «рецепт» повышения производительности должен быть не просто исполнен, но и привести к прописанному в документе результату.
— А если результата не будет — кого винить?
— Вопрос открытый. Об этом мы тоже говорили на встрече. В ФЦК убеждают нас в том, что результат будет. За основу взята система повышения производительности труда корпорации Toyota. А эта система имеет ряд неоспоримых преимуществ, доказала свою состоятельность. К слову, эксперты уральских консалтинговых компаний в сфере бережливого производства знают эту систему, применяют на предприятиях и добиваются значительных успехов.
— Но их в эксперты ФЦК не зовут?
— Пока не зовут. Но проект, как я понимаю, не догма, а руководство к действию. Нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» проходит обкатку — первый этап, после чего будут подведены итоги, выявлены сильные и слабые стороны. Главное — получить результат, избежать формальной отчетности. То есть, реально помочь предприятиям, у которых нет собственных ресурсов на качественный анализ производительности труда, а ФЦК на эти цели получил бюджетные средства — и немалые.
Подготовила Наталья Горбачева
МЕЖДУ ТЕМ:
Свердловские власти внесли изменения в бюджет программы развития промышленности и науки. Ее финансирование выросло до 3,099 миллиарда рублей. В документ включен новый целевой показатель, связанный с реализацией регионального проекта по адресной поддержке повышения производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей.
По словам Евгения Куйвашева, данное решение — «шаг по созданию условий для поступательного развития промышленного комплекса, ускоренного внедрения передовых научных разработок в производство и выпуск инновационной продукции».
Финансирования программы осуществляется за счет поступлений из федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников.