31 октября 2024 года в Берлине прошла конференции «Верховенство права и будущее защиты инвестиций» (The Rule of Law and the Future of Investment Protection), организованная Германским арбитражным институтом (Deutsche Institution für Schiedsgerichtsbarkeit – DIS) и Германской торгово-промышленной палатой (Deutsche Industrie- und Handelskammer – DIHK) и посвященная вопросам международного инвестиционного арбитража
Участники и темы конференции
Список участников и докладчиков включал в себя представителей юрисдикций со всего мира, практиков, представителей академической среды и международных институтов, вкл. ООН и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном Банке (International Centre for Settlement of Investment Disputes).
Программа была посвящена двум основным темам: реформе системы урегулирования споров между инвесторами и государствами (УСИГ) и возможному созданию многостороннего инвестиционного суда под эгидой Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), а также новому поколению заключаемых Европейским союзом (ЕС) торговых соглашений, включающих обязательства по охране окружающей среды и стандартам труда.
Комментарии экспертов
Директор DIS Штефан Крёлль (Stefan Kröll) подчеркнул важность обсуждаемой темы в контексте стратегического сдвига ЕС в сторону пересмотра и демонтажа системы двусторонних инвестиционных соглашений (BITs) на уровне отдельных стран-членов ЕС после решения в 2018 году Суда ЕС (European Court of Justice – ECJ) в деле Словацкая Республика против Achmea B.V.
Вместо этого ЕС активно работает над созданием всеобъемлющих торговых соглашений нового типа, которые также включают обязательства по защите экологии и прав человека. С Индией, Китаем и АСЕАН такие соглашения пока не заключены, в отличие от ратифицированного соглашения с Канадой (Comprehensive Economic and Trade Agreement – CETA), и подписанного, но еще не ратифицированного соглашения с МЕРКОСУР. Это трансформирует инвестиционные гарантии, делая их более интегрированными в комплексные торговые соглашения, что отражает современную экономическую и политическую стратегию ЕС, направленную на усиление своей конкурентоспособности на глобальной арене.
Представитель министерства экономики и защиты климата Германии (Bundesministerium für Wirtschaft und Klimaschutz der Bundesrepublik Deutschland – BMWK) Мориц Лумма (Moritz Lumma) в ответ на вопросы модератора о причинах медленного продвижения в вопросе заключения торгового соглашения между ЕС и Индией в контексте недавнего визита министра экономики и защиты климата Роберта Хабека (Robert Habeck) в Индию уклонился от конкретных комментариев. Не прокомментировал он и позицию BMWK в отношении реформирования УСИГ и создания многостороннего инвестиционного суда.
Необходимо отметить, что такая реакция официального представителя BMWK контрастирует с российской позицией в рамках ЮНСИТРАЛ: российская делегация активно поддерживает создание многостороннего инвестиционного суда и внесла значительный вклад в принятие проекта устава консультативного центра по урегулированию международных инвестиционных споров (draft statute of an advisory centre on international investment dispute resolution) в рамках Рабочей группы № 3 ЮНСИТРАЛ.
Актуальность для российского и немецкого бизнеса
Для российских и немецких инвесторов, действующих в условиях односторонних экономических мер, вопросы защиты капиталовложений имеют особое значение.
При этом вопросы, возникающие в связи с введением односторонних ограничительных мер, не затрагивались в рамках конференции вовсе, в частности такие актуальные как:
- возможность использования двустороннего инвестиционного соглашения для предъявления требований о компенсации убытков, возникших из-за санкционных ограничений;
- возможность приравнивания «косвенной экспроприации», например, введение временного внешнего управления, к нарушению прав инвестора и вопрос доказывания такого факта;
- проблема на стадии исполнения решений в контексте взаимных судебных запретов (antisuit injunction), парализующих исполнение решений и приводящих к попытке принудительного исполнить решение в третьих юрисдикциях, где присутствуют активы ответчика.
Тем не менее, несмотря на наличие таких проблемных вопросов, двусторонний договор о защите инвестиций 1989 года между СССР и ФРГ продолжает действовать и оставаться важным механизмом, который предоставляет возможность защиты нарушенных прав инвесторов в России и Германии.