Сегодняшней статьей мы начинаем цикл публикаций, с помощью которых вы легко сможете самостоятельно координировать деятельность своего бизнеса в рамках правового поля.
Знакомьтесь, Панова Татьяна Викторовна – адвокат Свердловской областной коллегии адвокатов, а также заместитель председателя Союза председателей Общественных советов при Управлениях ФНС России по Уральскому федеральному округу, стаж юридической практики 25 лет. Татьяна Викторовна проконсультирует вас по любым вопросам права в Адвокатской конторе № 18 «Михайлович и партнёры».
Итак, Татьяна Викторовна, расскажите нам, об основных направлениях вашей адвокатской деятельности.
В моей обширной практике множество правовых направлений, основные: налоговые споры, банкротство физических и юридических лиц, субсидиарная ответственность, семейные споры, в том числе раздел имущества супругов, который зачастую связан и с бизнесом, а также защита чести, достоинства и деловой репутации.
В мире активно используют WhatsApp, Telegram и другие соцсети, а также видеохостинги RUTUBE, YouTube и прочих. Это не только мощнейший инструмент рекламы, но и коварное средство для недобросовестной конкуренции.
Те, кто претендует на ваш кусок «бизнес-пирога», могут изрядно навредить вам, используя средства массовой информации, социальные сети, видеохостинги и иные медиа-пространства. Что же делать, если вы подверглись такой атаке? Сейчас мы распишем алгоритм действий, направленный на опровержение порочащей вас информации и наказание агрессора в рамках правового поля.
Замечу, что такая ситуация может касаться как физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, так и бизнеса любых форм собственности, и даже государственных структур – да, и госструктурам, порой, необходима защита деловой репутации.
Использование интернет-ресурсов (за исключением призыва, подготовки, организации или совершения преступления) не имеет правовых последствий ровно до того момента, пока действия пользователя не начинают затрагивать права и интересы третьих лиц, а именно наносить ущерб их чести, достоинству и деловой репутации.
На примере разберем подробно:
Один индивидуальный предприниматель решил привлечь внимание к своему бизнесу, переманить клиентов, разместив на видеохостинге YouTube информацию, в отношении второго индивидуального предпринимателя. В смонтированном и опубликованном видеоролике он распространил сведения, не соответствующие действительности, которые порочили честь и достоинство конкурента, а также его деловую репутацию.
В ролике было использовано фотоизображение конкурента, его фамилия, имя, информация о деятельности. Квалификация действий автора ролика такова: во-первых, нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 номер 152-ФЗ «О персональных данных», поскольку в ролике присутствовало фотоизображение, фамилия и имя лица, не дававшего на то своего письменного согласия. Данное обстоятельство стало основанием для обращения индивидуального предпринимателя в Роскомнадзор с заявлением о привлечении к административной ответственности лица, разместившего видеоролик.
Согласно позиции Роскомнадзора к биометрическим персональным данным относится изображение человека, а именно использование фотографий и видеозаписи, что может повлечь наказание в соответствии с ч.2 статьи 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Размещенные без согласия (в письменной форме) субъекта персональные данные – повод для наложения административного штрафа на граждан в размере от 10.000 до 15.000 рублей, на должностных лиц – от 100.000 до 300.000 рублей, на юридических лиц – от 300.000 до 700.000 рублей.
Следующее ведомство, куда обратился индивидуальный предприниматель, чьи права были нарушены – это Федеральная антимонопольная служба. Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное, заведомо недобросовестное, осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 номер 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Законом не допускается недобросовестная конкуренция, дискредитация, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.
Учитывая тот факт, что автор ролика разместил в сети информацию, которая не подтверждена документально, носит негативный, ложный характер, задевает деятельность и деловую репутацию второго индивидуального предпринимателя, а количество просмотров данного ролика составило свыше 700.000 просмотров, состав правонарушения налицо.
Указанные действия направлены на получение преимуществ, при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречат действующему законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, а также наносят вред деловой репутации лица, в отношении которого в данный ролик был произведен.
Следующее действие – обращение в суд общий юрисдикции. В ролике было использовано фотоизображение лица, которое не давало на то письменного согласия. Положение статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь, доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личные и семейные тайны, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства гражданина, авторство и ныне нематериальные блага, принадлежат гражданину от рождения и являются неотъемлемыми и непередаваемыми».
Согласно пункту 3 статьи 152.1 ГК РФ если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.
Для успешного формирования доказательственной базы, потребуется копирование ролика, скриншоты нарушений, чтобы эти доказательства не были удалены, до момента рассмотрения в суде. Настоятельно рекомендую обеспечить данные доказательства путем обращения к нотариусу, который составит протокол осмотра доказательств, зафиксирует данное доказательство, и в дальнейшем они точно могут быть использованы в суде.
Помимо обращения в суд общей юрисдикции, за восстановлением нарушенного права, индивидуальный предприниматель обратился и за взысканием морального вреда, судебных издержек, а также судебной неустойки.
Если будет доказано, что видеоролик задевает предпринимательскую, экономическую деятельность лица, имеются все основания для обращения в арбитражный суд, где в силу пункта 7 части 6 статьи 27 АПК РФ, дела «О защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».
Ни в коем случае не действуйте, как ваш конкурент, не размещайте в сети ответных провокационных публикаций, поскольку тогда вы встанете на одну доску с вашим конкурентом и вся мощь действующего законодательства развернется уже против вас.
Благодарю вас за раскрытие интересной темы, Татьяна Викторовна! Надеюсь, что такие познавательные консультации станут нашей постоянной рубрикой.
От себя добавлю: не знаете, как поступить? Обратитесь за юридической помощью. Не совершайте ошибок, поскольку исправлять ошибки дилетантов гораздо труднее, чем с чистого листа начать, провести и победно завершить судебную тяжбу.
Материал Татьяна Корус