Есть мнение, что умные люди встречают не по одежке, а сразу по интеллекту, который довольно быстро проявляется в словах, в речи. К примеру, бизнесмена, который ищет партнера под новый проект, опытный инвестор обязательно попросит рассказать о своей идее и о себе. Выходит, что история, самопрезентация важнее красивого текста на бумаге.
Вопрос в том, что многие предприниматели, готовясь к встрече или презентации, испытывают нешуточное волнение и тревогу. Кто-то не владеет голосом, у кого-то эмоции зашкаливают, а речь пестрит лишними словами. Решить такого рода проблемы самостоятельно, как правило, не получается.
Как быть? Сколько времени надо потратить на постановку голоса, на технику речи и манеру излагать свои мысли?
Ответить на эти и другие актуальные вопросы редакция попросила тренера-наставника по речи, голосу, самопрезентации, публичным выступлениям и питчингу Людмилу Ковалевич.
– Людмила, у предпринимателей, как правило, не хватает времени на то, чтобы посещать продолжительные курсы по технике речи, бывает так, что до важной встречи с инвестором остается пара недель, а то и меньше – Вы беретесь за постановку голоса и речи в короткий срок?
– Быстрый результат – мой конек, это преимущество моего метода работы с людьми разных профессий и социальных групп, в том числе с предпринимателями. Если человек обращается ко мне и говорит, что ему надо быстро подготовиться к самопрезентации, я предложу ему разовую консультацию – прокачку. За 2-2,5 часа мы вместе составим грамотную самопрезентацию, отработаем навык ведения собеседования, смоделируем реальную ситуацию, научимся справляться с волнением и даже подберем стильный образ.
В массовом и длительном по времени курсе, на мой взгляд, утрачивается уникальность, хотя ничего плохого о такого рода занятиях говорить не буду, они нужны и важны. Но я за то, чтобы как можно ярче проявлять свою индивидуальность, строить на ней свой личный бренд. Поэтому я предпочитаю работать с конкретным человеком под его конкретный запрос.
– Запросы разные?
– Естественно. Одним необходима работа с голосом, другим с речью, третьим надо и то, и другое, включая работу над письменным текстом.
– Можно сказать, что Ваш метод работы – это своего рода скорая помощь?
– Главное, что человек, потратив на занятия не так много времени, почувствует в себе уверенность и готовность к тому, чтобы выиграть конкурс на грант, заручиться поддержкой инвестора, произвести должное впечатление на аудиторию. Кому-то могут потребоваться две-три консультации, кому-то, возможно, и месяц. Поверьте, это не так много для овладения и удержания полученных результатов.
– На занятиях Вы говорите, рассказываете, показываете, а ученики просто слушают и запоминают?
– Очень важный момент – это включенность самого человека в процесс подготовки. И от своего взрослого ученика я всегда требую активного участия, так как лишь вместе мы может получить желаемый результат.
– Наши читатели – это руководители и собственники малого и среднего бизнеса, стартаперы, ИП – как часто они обращаются к Вам за помощью?
– Руководители небольших и средних компаний, которым важно масштабироваться, очень внимательны к тому, как надо подавать себя, как готовиться к конкурсам и встречам с инвесторами. В большей степени, чем менеджмент крупного бизнеса. Конечно, не все, но многие прекрасно осознают, что голос и речь – это навыки, которые могут улучшить разные сферы жизни, вывести бизнес на новый уровень. Общение с инвестором является важным этапом в развитии проекта. Поэтому для предпринимателей актуальны все формы самоподачи, включая питчинг. Это короткая емкая презентация в пять минут со своими правилами, и это самая информативная подача, в ходе которой можно раскрыть стратегию развития, обрисовать текущее положение, планы и объемы инвестиций.
– Вы развиваете у предпринимателей разные навыки, учите их уверенности, но небольшое волнение тоже необходимо. Оно естественно или нет?
– Все, что сверх – всегда мешает и портит, а значит, не будет сопутствовать успеху. Человек не должен уподобляться автомату, и драйв важен в моменты выступлений. Драйв – это топливо, которое даст нужную эмоцию и энергетику. Аудитория ждет не столько контент, сколько эмоцию. Контент она получит в любом случае.
– Хочешь разговаривать, иметь образное мышление – пополняй словарный запас. Как Вы работаете с теми, у кого он невелик? Как филолог, педагог и радиожурналист в прошлом, советуете читать?
– Я предлагаю им читать и еще раз читать! Или слушать аудиокниги, проговаривать какие-то понравившиеся строки. Слушать чтецов, которые нравятся по тембру, по подаче текста. Чтение способствует образованию новых нейронных связей, обогащает не только словарный запас, но и интеллект.
Интервью записала Наталья Горбачева