Екатерина Веретенникова – опытный психолог, чей интерес к профессии изначально был вызван желанием понять, что же такого должно быть в психологе, чтобы люди ему доверяли самое ценное – свою жизнь, а также мысли и переживания. О том, каким должен быть психолог и как его выбрать, Екатерина рассказывает в интервью.
– Екатерина, как давно вы попали в сферу психологии?
– Это было около 9 лет назад. Изначально это был интерес, и я в качестве клиента различных тренингов и семинаров много работала с разными психологами в личной терапии, общалась с ними на тематических мероприятиях, наблюдала, как они работают с людьми.
В итоге я пришла к выводу, что знания, техники и опыт – это далеко не все, что должно быть в хорошем психологе.
– Какой вы видите основную задачу психолога?
– В наше время, в эпоху цифрового мировоззрения, человек зачастую испытывает недостаток в живом включенном общении. Мы сталкиваемся с невообразимыми потоками информации, которую нужно принимать, пропускать через себя и как-то с ней обходиться. Задача психолога – помочь человеку отфильтровать всю ненужную информацию и соотнести ту, которая согласована с самим человеком, с его ценностями и выбором. Все это помогает функционировать активно и быть в гармонии с собой.
Мы можем оставаться самими собой только проходя через изменения. В течение жизни мы меняемся, растем. Мы не можем оставаться собой, оставаясь прежними. Мы можем быть адекватны запросам жизни только приобретая какие-то новые качества, новые роли и новые способности, замечая, что мы становимся другими. Психолог – это тот человек, который помогает проходить через эти изменения.
Задача психотерапии заключается не в том, чтобы принести клиенту ответы на блюдечке, а в том, чтобы помочь сформулировать проблему и решить ее вместе с клиентом, а не за него.
– Какие психологические инструменты сейчас актуальны?
– Основной инструмент психолога – это он сам! Никакие техники или методики не будут работать без личности самого психолога. Центром любых отношений является контакт! Психика одного человека формирует психику другого, это происходит в глубоком доверительном контакте.
Есть некий идеальный баланс, когда психолог хорошо чувствует себя в контакте, знает себя, все свои грани, возможности и ограничения. Он хорошо понимает свои чувства и умеет грамотно их излагать. Это дает большие возможности в работе – ведь можно откликаться своими чувствами на чувства клиента. За счет такого совместного движения «быть здесь для другого» контакт и получается глубоким.
– Что происходит, когда психолог и клиент входят в эмоциональный контакт?
– Психолог – это своеобразная модель мира, в которой клиент может заметить, в контакте с терапевтом, какие чувства и действия возникают от его взаимодействия с реальным миром.
Клиент чувствует, что психолог относится к нему безоценочно, следует за его логикой, не вносит ничего своего, и это все сдвигает его к пониманию, что можно взаимодействовать по-другому.
Контакт – это ключевой инструмент, он дает человеку быть настоящим и искренним. Контакт целителен и заменяет тысячу других техник.
– Какой бывает терапия?
– Терапия бывает поддерживающей и продвигающей.
Поддерживающая терапия направлена на взращивание ресурса. Бывает так, что ресурса нет – попросту нет сил ни на что, а уж тем более нет сил на психическое движение. В таком случае психолог работает, в первую очередь, над восполнением ресурса, взращиванием внутренней опоры и становлением субъектности человека.
Продвигающая терапия – это когда психолог уже видит, что в целом все в порядке, у человека уже сформирована необходимая устойчивость и можно приступить к сдвигающим техникам в работе, применить инструменты для изменения привычек, паттернов поведения, чтобы открылись новые слои и варианты решений запроса. Психолог никогда не советует и не подсказывает, что нужно делать. Это большое заблуждение! Он может только направить и подсветить путь, а человек сам находит ответы.
– На что нужно обязательно обратить внимание при выборе своего психолога?
– Психолог работает строго с запросом клиента. Бывает так, что человеку трудно сформулировать запрос, в этом нет ничего страшного – психолог помогает правильно сформулировать проблему, чтобы понимать, как ему работать. Это может происходить не на первой и даже не на второй встрече. Всегда все очень индивидуально, и иногда это работа в долгую.
Клиенту стоит обратить внимание и на этические моменты в работе психолога. Я не приветствую различные абонементы на какое-то количество встреч – это как ловушка, привязывающая человека к конкретному психологу. Да, это ставит самого психолога в безопасное положение, но клиент в такой позиции очень уязвим. Непонятно, как будет строиться работа, понравится ли психолог, комфортно ли будет с ним в работе в дальнейшем. Все это очень сомнительно.
Я в своей работе придерживаюсь уважительной позиции, нахожусь с клиентами на равных. Цена каждой встречи фиксирована, и клиент свободен в своем выборе – только он решает, продолжать работу или же закончить ее. Сессия оплачивается в конце, нет никаких предоплат.
Психолог не должен и не имеет права обсуждать клиента ни с кем. Все, что было на сессии, строго конфиденциально. Но психолог может обсудить детали со своим супервизором, если клиент дает на это согласие. Клиент же вправе обсуждать, делиться с кем угодно всем, что происходило на встрече – это его право.
И еще один очень важный момент: психолог – это абсолютно сторонняя личность. Это не должен быть ваш друг, знакомый или коллега по работе. Не нужно смешивать эти роли. Психолог должен быть чистым, как зеркало. Вы не будете чувствовать себя в безопасности, на равных с человеком, который когда-то с вами соприкасался или же соприкасается в данный момент. Не получится продуктивной работы, вы никогда не сможете открыться до конца! С друзьями нужно дружить, обсуждать интересные темы, ходить в театры и на вечеринки, ездить на природу, но точно не работать в психологическом поле. Такая психология называется «бытовой» и не несет изменений в жизни, а иногда и вовсе наносит вред.
Нужно искать ответы у себя внутри – они есть, я точно это знаю!