Разрыв многолетних связей с западными партнерами, введение тотальных санкций – новая реальность, ставшая испытанием для предпринимателей. С другой стороны это и время новых возможностей.
«Не ждите возврата к тому, что было, подстраивайтесь под новые условия», — неоднократно советовал ведущий эксперт в области системного анализа, маркетинга и менеджмента, кандидат экономических наук Марк Соскин.
Сегодня мы говорим с ним о том, как малому бизнесу вписаться в меняющуюся картину мира.
-Марк Исаакович, текущий экономическо-политический кризис серьёзно ударил по сфере малого и среднего бизнеса. Нарушились цепочки поставок, уменьшились маркетинговые возможности, клиенты стали более прижимистыми, а потребитель – экономнее. Таковы реалии, в которых приходится работать – принимать управленческие решения, искать новые рынки, менять стратегии. Получается, как выяснилось, не у всех – почему?
— В большинстве случаев не получается потому, что люди по тем или иным причинам действуют в рамках привычной вчерашней картины мира.
— То есть, решения, действия, новые факты и сведения люди рассматривают сквозь призму вчерашней картины мира, в которой они трудились и жили много лет и которая их устраивала?
— Иногда даже искажая факты, чтобы не менять картину мира. Это обычный человеческий подход к новостям, радикально меняющим обстоятельства. Да, люди констатируют, что стало сложнее работать, что раньше какие-то товары возили одним маршрутом, а теперь другим. Раньше это стоило столько – то, а сейчас дороже. Но отмечая все эти факты, люди не меняют характер своих действий. На мой взгляд, в ряде случаев такой подход сработает, и бизнес будет как-то жить, но в большинстве случаев он не годится. По сути, это полумера, а полумеры, как известно, не решают проблем, а лишь размазывают их.
— Не годится в каких случаях?
-Ну, вот смотрите, до введения тотальных санкций какие — то запчасти для какого-то оборудования, иные товары шли из Европы, а сейчас поступают с Востока или Азии. Страдает качество, страдает логистика. Возникают сложности, и с этим мало что можно сделать. Радикальным способом было бы отношение к этому, как к временной мере.
— А что взамен, какая мера может стать постоянной?
— Инвестиции в реальное импортозамещение. Не переориентация поставок с одного источника на другой, а реальная организация производств. И это было бы драйвером экономики, драйвером свободы выбора управленческих решений, поскольку управлять можно будет не только ценой, но и качеством продукта, его техническими параметрами. Это бы снизило риски, связанные с тем, что тот иной поставляемый товар приходит из-за рубежа, производится в другой стране. И нет гарантий, что новые связи не прервутся, и тогда надо будет искать новый источник. Положим, где-то на Дальнем Востоке произойдет конфликт, и это создаст трудности для дальнейшего альтернативного импорта.
-Что тогда останавливает предпринимателей от реальных решений и действий в сторону импортозамещения?
-Причина в том, что к произошедшим изменениям, к новой картине мира бизнесмены (не все, но многие) относятся, как к временным сложностям. Считают, что их нужно перетерпеть. И тогда все вернется на круги своя, и качественные запчасти, оборудование снова пойдут из Европы. На самом деле это не так. Мир изменился напрочь, и обществу и бизнесу нужно это принять. И так как было, уже не будет по ряду причин. Прежде всего, потому, что в самой Европе уже не так как было, и связи, если и будут восстанавливаться, то на совершенно иных условиях. Поэтому надо более радикально шевелиться.
-Но производство – это серьезные инвестиции, время. Возможно, люди боятся что-либо менять. Боятся потерять реальный доход…
— Есть принципиальная разница между финансовым, торговым капиталом и промышленным капиталом. Один из базовых моментов – горизонт планирования. И горизонт планирования промышленного капитала гораздо более длинный. Предприниматель, который решает заняться производством, должен планировать свою деятельность на больший срок. Должен понимать, что выход на результат займёт более длительный период времени. У бизнесмена, который занимается торговлей, поставками товара, путь к результату короче. У производителя продукции скорость другая, но и рентабельность отличается. Часто, в лучшую сторону. Но, повторюсь, что самое главное – это горизонт планирования, который меняется.
-Для того чтобы построить какие-либо производство, сменить парадигму поставок чужого на свое, нужны условия, инвестиции, доступные кредиты. Нужна поддержка со стороны государства…
-Желательно! Но самым главным фактором является фактор управленческих решений. Когда решение принято, то дальше возникает вопрос технический. Вопрос, как реализовать тот или иной проект. И такое планирование предполагает разные способы и инструменты. Более дальний горизонт планирования добавляет новые ресурсы. То, что сегодня невозможно, станет возможно завтра. То есть, намечая долговременные планы, мы получаем возможность использования более широкого спектра ресурсов. В последнее время я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда отдельные предприниматели начинают совершать инвестиции промышленного характера. Они делают это сознательно и понимают что то, что не окупится завтра, окупится послезавтра.
-В Свердловской области?
— И в Свердловской области такие примеры есть. Если Вы проедете по ЕКАД в сторону Полевского, то увидите достаточно большое количество строящихся промышленных объектов, технопарков. Екатеринбург – один из центров компетенций, здесь и кадры есть, и капитала достаточно накоплено. Следовательно, бизнес здесь может рассчитывать на определенные запасы ресурсов.
— То, о чем говорят предприниматели на встречах с Вами, какие вопросы поднимают, удручает или обнадеживает?
-Точно, не удручает. Можно отметить некую инерцию мышления, и её причины понятны. Времени прошло не так много. Если говорить об изменениях, о новой картине мира, то прошло всего полтора года. А цикл инвестирования занимает интервал от трех до семи лет.
-Смелые и решительные начинают, остальные ждут, что из этого выйдет?
-Принято считать, что в любом обществе 10 процентов людей являются новаторами, примерно столько же – консерваторами, остальные 80 процентов склонных следовать в русле сложившихся трендов. Так вот – как только 10 процентов активных новаторов покажут успех, публичные примеры реализованных проектов, остальные 80 процентов зашевелятся и двинутся следом.
Если мы говорим о цикле в три — семь лет, а прошло полтора года, то спустя еще полтора года мы что-то интересное увидим?
-Думаю, да, потому что события происходят, проекты промышленного и импортозамещающего характера появляются. Конечно, такие события могли бы происходить быстрее и эффективнее, если бы ресурсы общества, бизнеса и государства были на это заточены. А они, как это у нас часто бывает, слишком рассредоточены.
-Государственные мужи предлагают разные инструменты, идеи. Периодически проходя заседания Госсовета по направлению «Малое и среднее предпринимательство»….
-Давайте посмотрим на государственного человека не как на героя со сверхспособностями, а как на нормального человека с нормальным интеллектом. Человека, действующего в рамках правил, которые ему предписаны. Он старается принимать правильные решения так, как он их понимает. Но для того, чтобы чиновник принимал правильные эффективные управленческие решения, ему кто — то должен их подготовить. Должны быть технологии, процедуры, регламенты и, главное, человеческие ресурсы. Должны быть специалисты, способные определить, вчерашнее это решение или оно нацелено на сегодняшний и завтрашний день. Они должны понимать, какие технологии надо продвигать, а про какие забыть вообще. Фраза, «Кадры решают все», не теряет своей актуальности.
-Вы говорите о людях с аналитическим складом ума, о профессиональных экспертах?
-О людях, в головах которых произошло изменение картины мира, а, значит, они способны формулировать варианты решений. Далее должны сработать региональные и муниципальные каналы взаимодействия с малым бизнесом. И это взаимодействие должно быть не только из разряда, дайте денег, хотя и это необходимо. Но предоставляемые государством деньги могут быть использованы по — разному. То есть, вопрос в том, насколько правильно они используются и каков эффект. По сути, у государственного управления есть несколько способов воздействия на экономику и бизнес. Это налоги, это субсидии, и это информационная поддержка. Так вот желательно, чтобы все эти инструменты были согласованы и нацелены на реальные интересы общества, бизнеса и государства.
-Тем не менее, субъектам МСП, зачастую, приходится рассчитывать на самого себя, на свое умение анализировать ситуацию и свой опыт. А Вы, как профессиональный эксперт, что посоветуете предпринимателям?
— Я бы посоветовал каждому предпринимателю выделять хотя бы полчаса в неделю для того, чтобы сесть и задуматься над тем, что происходит в его отрасли, что происходит на рынках. И постараться выйти на тренды, которые там намечаются и растут. Сформулировать для себя то, что может быть через месяц, через полгода, через пять лет.
Есть универсальный метод анализа, применяемый в самых разнообразных сферах экономики и управления. Это SWOT- анализ, который можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна). SWOT-анализ применяется для выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Он может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период. Но если вы по каким-то причинам не готовыобратиться к эксперту в сфере маркетинга, то попробуйте сделать анализ самостоятельно. Это вполне реально и выполнимо. Каждый бизнесмен в своей сфере эксперт. Он знает, что там происходит. Но в силу привычки, повседневных обязанностей он может не видеть каких — то внешних процессов, так как эти процессы находятся за кругом его каждодневных действий. Поэтому полчаса в неделю на то, чтобы сесть и проанализировать внешнюю сторону, помогутчеловеку увидеть то, что он не замечает в каждодневной суете, позволят оценить место его бизнеса в рамках окружающего мира. Никогда не вредно подумать!
Наталья Горбачёва
Между тем, Владимир Путин в своём выступлении на поляхВосточного экономического форумав очередной раз обратил внимание бизнеса на инвестиционные риски и призвал вкладывать капиталы в Россию.
«Мы видим, что происходит с капиталами и куда они двигаются. Не наступайте на одни и те же грабли. Мы видим, что почти восстановились логистические цепочки, все как-то нормализовалось. Мы все это видим, все понимаем. Нам надо с бизнесом как-то договориться, они должны понимать, что здесь надежнее работать»- сказал Президент РФ.
Он не согласен с утверждениями, что в российской экономике становится «слишком много государства». По его мнению, бизнес и государство должны быть равными партнерами.