Search
Close this search box.
  1. Главная
  2. »
  3. Финансы
  4. »
  5. Анастасия Тагирова, компания «АКТИВ»: Особенности…

Анастасия Тагирова, компания «АКТИВ»: Особенности ведения отчетности в кризисный период

Какие меры поддержки бизнеса, объявленные правительством РФ, реально снижают административную нагрузку на предпринимателей? Как не попасть под штрафные санкции, сокращая расходы на оплату труда?

На эти и другие вопросы издания отвечает наш эксперт Анастасия Тагирова, генеральный директор компании «АКТИВ», которая более 14 лет предоставляет услуги бухгалтерского и налогового учета для малого и среднего бизнеса.

Анастасия Тагирова


– Анастасия Валерьевна, для компенсации ущерба от западных санкций правительство РФ ввело в первом квартале целый ряд мер поддержки российского бизнеса. По Вашей оценке, какие из них реально улучшают условия ведения бизнеса, снижают административную нагрузку?

– Действительно, власти почти каждый день сообщают о новых мерах поддержки бизнеса в стране. Перечислю основные из тех, которые реально снижают нагрузку на малый и средний бизнес.

• Введен мораторий на плановые не налоговые проверки для всех организаций и ИП. До 31 декабря 2022 года плановые проверки Роспотребнадзора, МЧС, Ростехнадзора и Россельхознадзора будут проводить лишь в отношении закрытого перечня объектов контроля (Перечень опубликован в Постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). Другие ведомства проверки назначать не будут.

• Ослаблен контроль за чистыми активами ООО и АО. Снижение стоимости активов по окончании 2022 года не обяжет собственников уменьшать уставный капитал, ликвидировать организацию или включать эти данные в отчетность (ст. 17 Закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ). Если по итогам последующего года стоимость чистых активов АО или ООО по-прежнему будет меньше уставного капитала, то организация должна будет либо уменьшить уставный капитал, либо ликвидировать общество (п. 6 ст. 35 Закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, п. 4 ст. 30 Закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

• С 6 апреля 2022 снижены административные штрафы для бизнеса. Отменены одновременные штрафы для организаций и должностных лиц за одно и то же нарушение. Если должностное лицо оштрафовали, то организацию к ответственности привлекать не будут. При условии, что организация приняла все меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Для малых и микропредприятий сумма штрафа приравнена к ИП.

• МСП, ИП и НКО получат предупреждение вместо штрафа за первое нарушение. Это возможно при условии, что в результате нарушения нет угрозы жизни и здоровью людей, а также ущерба окружающей среде и имуществу. До поправок проверяющие могли выбрать между штрафом и предупреждением – Закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ.

• ООО на общей системе налогообложения, которые испытывают временные финансовые трудности, могут воспользоваться переносом срока уплаты третьего ежемесячного авансового платежа в I квартале. Срок уплаты сдвинут с 28 марта на 28 апреля 2022 года. Также можно выбрать вариант уплаты налога, исходя из фактичеcкой прибыли за I квартал 2022, с учетом уплаченных авансовых платежей 28 января и 28 февраля.

• Освобождены от упла­ты НДФЛ с материальной выгоды физические лица, получившие ее в 2021 году или получат в 2022-23 годах. Такое освобождение закрепили в пункте 90 статьи 217 НК.

• Организациям и ИП, которые ведут деятельность согласно перечню в Постановлении Правительства РФ от 30.03.22 г. № 512, продлен на полгода срок уплаты налога за 2021 год, а также авансового платежа за I квартал 2022 года, в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В перечень входит производство одежды, напитков, бумажных, резиновых и пластмассовых изделий, деятельность в области здравоохранения, спорта, отдыха и развлечений. Подчеркну, что ОКВЭД должен быть заявлен как основной. Оплачивать налог предприниматели должны по 1/6 суммы в течение 6 месяцев. Платеж надо перечислять не позднее последнего числа месяца, начиная с того, что следует за месяцем, в котором наступает срок уплаты.

– В периоды обострения кризисов многие предприниматели всеми способами стараются сократить расходы, в том числе – за счет расходов на оплату труда. Некоторые из них ­вполне законны, за применение других надзорные органы могут наказать. На что надо обратить внимание предпринимателям, чтобы избежать штрафных санкций?

– Любое сокращение расходов должно быть экономически обосновано и оформлено документально. Отмечу некоторые варианты сокращения расходов на выплату персоналу с целью сохранить штат для дальнейшей работы.

Работодатель вправе пе­ре­вести сотрудников на режим неполной занятости. Но есть риски и сложности: возможен отказ работников переходить на новый режим работы. Перевод должен быть обоснован и не должен длиться дольше шести месяцев. Кроме того, в этом случае предприниматель обязан сдавать отчет в службу занятости и Росстат. За ошибки в оформлении перевода предусмотрена административная ответственность.

Возможна отмена (или снижение) премии и доплаты в случае, если у сотрудника несколько видов премий или они составляют значительную часть оплаты труда. Перед применением предпринимателю необходимо проверить соотношение оставшейся части зарплаты и минимальной зарплаты в регионе.

Правила отмены и снижения премий зависят от того, каким документом ввели соответствующие доплаты. Например, если премия была установлена трудовым договором или положением о премировании, отменить ее приказом директора нельзя.
Еще один допустимый способ снижения расходов на оплату труда – простой. Поскольку кризисный простой не зависит от организации и сотрудника, это время нужно оплатить в размере не меньшем, чем 2/3 тарифной ставки или оклада. Такие правила установлены частью 2 статьи 157 ТК.

При оформлении кадровых документов и подготовки отчетности есть особенности, которые нужно обязательно учесть, используя этот способ. Если работодатель незаконно отправит сотрудников в простой и не выплатит положенную зарплату в срок, предусмотрена административная ответственность. Есть и другие, более сложные способы.

Ответы на эти и многие другие запросы наших клиентов берут на себя сотрудники компании «АКТИВ». Мы специализируемся на ведении бухгалтерского и налогового учета на условиях аутсорсинга, а также предоставлении целого спектра консультационных услуг.

Сергей Северов

Поделиться:

Возможно вы пропустили

Прокрутить вверх