Search
Close this search box.
  1. Главная
  2. »
  3. Финансы
  4. »
  5. Жалобы взаймы

Жалобы взаймы

ФССП подвела годовые итоги взыскания долгов

28.02.2018

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) подвела итоги первого года регулирования рынка взыскателей. Большая доля жалоб граждан приходилась на микрофинансовые организации (МФО) — 37,7%, немного меньше — 35,2% — на коллекторские агентства и 14,8% — на банки. Впрочем, при пересчете числа жалоб на одну организацию обнаруживается, что коллекторы нарушали закон в 12 раз чаще МФО и в восемь раз чаще банков.

По данным ФССП, за 2017 год к ним поступило более 16,5 тыс жалоб граждан на нарушение закона о взыскании долгов физлиц (вступил в силу с 1 января 2017 года). По числу жалоб лидируют отнюдь не коллекторы. Больше всего обращений — 6,2 тыс.— поступило на действия МФО (37,7% от общего числа). На коллекторов пожаловались 5,8 тыс. раз (35,2%). В отношении кредитных организаций поступило 2,4 тыс обращений (14,8%). Остальные жалобы были в отношении физлиц и юрлиц, не являющихся коллекторскими либо финансовыми организациями (2,03 тыс., или 12,3%). Наиболее частыми нарушениями стали превышение количества разрешенных законом контактов взыскателя с должником и раскрытие сведений о персональных данных должников и их близких.

Жалобы на МФО и банки поступают и в ЦБ. Там сообщили, что за 2017 год в Банк России поступило 12,77 тыс обращений на нарушение банками и МФО требований закона о взыскании долгов физлиц. Из них 5,98 тыс. типовых обращений, связанных с просьбой разъяснения требований законодательства, и 6,79 тыс. нетиповых. 15% из них — в отношении кредитных организаций, 85% — в отношении МФО. «По итогам 2017 года количество жалоб на нарушение при взыскании просроченной задолженности снизилось более чем в два раза»,— отметили в ЦБ. В СРО «МиР», объединяющей около 600 МФО, сообщили, что с процедурой взыскания связано порядка 41% (около 1 тыс.) поступивших к ним обращений потребителей микрофинансовых услуг.

По словам директора СРО «МиР» Елены Стратьевой, в процессе работы с жалобами выяснилось, что довольно значимая часть обращений напрямую не связана с деятельностью МФО. «Зачастую звонки поступают от сторонних взыскателей, однако заемщик не обращает на это внимания,— отмечает она.— Даже если специалист по взысканию представляется в установленном порядке, заемщик, как правило, не запоминает Ф.И.О. и название компании, а автоматически отождествляет такие звонки с той МФО, которая выдавала заем». То есть долг может быть давно передан или продан стороннему взыскателю, но заемщик будет продолжать думать, что ему звонят из МФО, заключает она.

По словам аналитика ИК «Алор брокер» Кирилла Яковенко, стоит учитывать количество жалоб, приходящихся на одну организацию в каждом сегменте. По состоянию на 31 декабря 2017 года в реестре ФССП состояло 170 коллекторских агентств, в реестрах ЦБ на конец года значилась 561 кредитная организация и почти 2,3 тыс МФО. Таким образом, в среднем на одну МФО приходилось три жалобы, на банк — 4,3, а на коллекторское агентство — более 34 жалоб.

«На каждого коллектора приходится примерно в 12 раз больше жалоб, чем на МФО, и в восемь раз больше, чем на банк»,— заключает господин Яковенко.

Однако директор коллекторского агентства ЮВС Сергей Шпетер указывает, что именно коллекторы обрабатывают большую часть просроченной задолженности.

«В 2017 году совокупное количество должников, которое пришлось на членов Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, составило порядка 22 млн человек,— говорит он.— При этом к коллекторам не попадают легкие долги на ранней стадии просрочки, их обрабатывают кредиторы. Нам передаются систематические должники, часть из них, чтобы уклониться от уплаты долга, затягивают процессы, трактуют законодательство в свою пользу и активно жалуются в различные инстанции».

Несмотря на большое количество жалоб, пока нарушители отделываются малой кровью. По данным ФССП, из всех рассмотренных в 2017 году жалоб службой было возбуждено 868 дел. Большинство протоколов рассмотрено судами, 466 уже вступили в законную силу в 2017 году. Общая сумма вынесенных административных штрафов составила 14,4 млн руб. «Чаще всего судами назначались минимальные штрафы — 5 тыс. руб. для физлиц и от 20 тыс. до 50 тыс. руб.— юридическим лицам,— отмечают в ФССП.— В первый год после вступления в силу нового законодательства применение судами предупреждений и административных штрафов преимущественно в минимальных размерах давало возможность участникам рынка взыскания исправить свои ошибки с наименьшими финансовыми потерями».

Источник www.kommersant.ru

Поделиться:

Возможно вы пропустили

Прокрутить вверх