Forbes составил седьмой рейтинг получателей крупных подрядов
Русский Forbes опубликовал седьмой рейтинг «Короли госзаказа». С каждым годом составлять его становится все сложнее, отмечает издание. В прошлом году премьер-министр Дмитрий Медведев разрешил государственным заказчикам не раскрывать данные о победителях, чтобы защитить их от западных санкций.
Реальные получатели госзаказов уже скрываются. Крупные подряды часто уходят неизвестным компаниям, явно не способным их выполнить, а это означает, что реальных «королей» заметной части госзаказа выявить уже невозможно, говорят составители рейтинга. Новый список «Королей госзаказа» обновился наполовину, а его завсегдатаи получили заметно меньше подрядов, чем годом ранее.
Первое место обновленного рейтинга впервые заняли создатели группы «1520», близкие к бывшему президенту РЖД Владимиру Якунину и сохранившие отношения с госмонополией после его отставки. В 2017-м они набрали госзаказов почти на 230 млрд рублей.
На втором месте — Дмитрий Пумпянский: его ТМК получила долгосрочные заказы на поставку труб «Роснефти» и ее «дочкам» на сумму 228 млрд рублей. Аркадий Ротенберг занял почетное третье место: 88 млрд рублей. Его «Стройгазмонтаж» строит мост через Керченский пролив. Компания также остается крупным подрядчиком «Газпрома» и в 2017 году получила от концерна около сотни заказов.
Логично, что недалеко, на пятом месте, расположилась компания ЗАО «ВАД», которая строит автодорогу в Крым. Из-за этого, кстати, компания попала под санкции США. Ее подряд Forbes оценил на 63 млрд рублей.
То, что госзаказчики теперь могут не раскрывать информацию о победителях конкурсов и тендеров, повышает конкурентность самого процесса госзакупок. Такое мнение высказал генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро:
— Рекомендации Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая прямо рекомендует скрывать тех поставщиков, находящихся с тобой в контракте, потому что поставщики друг с другом договариваются. Это не значит, что нужно делать абсолютно неконкурентные торги, нет. Это значит, что лишняя открытость вредна для бизнеса и для заказчика. Еще здесь внешний фактор по поводу санкций и всего остального очень правильно повлиял на те решения, которые принимаются. Другой вопрос, что, создавая те или иные режимы закрытости, не нужно монополизировать сам процесс. Грубо говоря, опять же санкции повлияли позитивно, в том числе на реформирование системы государственного заказа, корпоративного.
— Если посмотреть на тот рейтинг Forbes, который они составили по госзакупкам, то получается, что все крупные госкомпании заказывают, опять же, у Тимченко, у Ротенберга и так далее. То есть этот круг, в общем-то, тоже довольно узок.
— На самом деле, Тимченко, Ротенберг, неважно, еще пяток строительных компаний, если мы говорим про строительные компании. Посмотрите на строительную отрасль, она же больная. Если бы я был крупным заказчиком, я вам могу сказать точно абсолютно, я бы точно также позвал пять крупнейших компаний и все сделал, чтобы они у меня принимали участие в торгах, и кто-то из них выиграет.
Исполнительный директор VSK Group Максим Тищенко, напротив, считает, что госзакупки должны быть максимально открытыми:
«Если какая-то компания может не раскрывать своего поставщика, то могут появляться, назовем так, особые условия. То есть проведение таких закупок, когда заранее договариваются, соответственно, побеждают якобы в борьбе, которой, конечно же, никакой нет. Соответственно, потом, бывает, через различные откаты или еще через что-то, формируется бюджет вот этой закупки, поэтому я считаю, что это очень плохая мера и от нее нужно как можно быстрее избавляться. Должно быть все открыто, прозрачно, и скрывать, я думаю, госкомпаниям особо нечего: у кого они закупают, что они закупают, в каких объемах, по какой цене. Сейчас же у нас получается, что появляется некий закрытый поставщик, и зачастую еще бывает, что закупка у единственного поставщика в обход различных даже конкурсных процедур, что обуславливается некой сверхнеобходимостью, сверхсрочностью. Цена, соответственно, максимальная. Никакого снижения нет, и стоимость зачастую за единицу услуги тоже максимально вообще возможная. Ограничено все только размером фантазии тех, кто эту закупку проводит, поэтому я не очень понимаю, зачем это делается. Еще раз говорю: от этого нужно срочно уходить. Здесь максимально большая коррупционная составляющая, она сразу просто просматривается. Что касается того, что это крупные компании, известные лица участвуют и выигрывают в так называемых закупках, здесь ничего на самом деле плохого я не вижу. Да все равно, кто выигрывает, все равно, кто осуществляет поставки. Самое главное, чтобы это было в рамках открытой, конкурентной, честной борьбы».
Первый список главных подрядчиков государства Forbes опубликовал в 2012 году. Это стало возможно благодаря тому, что государственных заказчиков обязали публиковать информацию о своих подрядах и контрагентах на портале госзакупок.
источник www.bfm.ru