Максим Осадчий, начальник аналитического управления БКФ
-На инвестиционном форуме в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев, известный сакраментальным изречением «Денег нет, но вы держитесь», указал источник денег: карманы населения. Способ изъятия — эмиссия «народных» облигаций в особо крупных размерах. Цель — получить еще 100 млрд рублей в 2018 году.
Пилотный проект «народных» облигаций ОФЗ-н стартовал в прошлом году. Первый транш первого выпуска прошел на ура: бумаги на сумму 15 млрд рублей разошлись за 37 дней. Размещение второго транша потребовало целых 145 дней. Наконец, второй выпуск на такую же сумму, 15 млрд рублей, продается уже 160 дней, а продано бумаг по состоянию на 20 февраля всего на 10,8 млрд рублей, то есть 72,3%.
Так что при существующих параметрах бумаг рынок близок к насыщению. Как же, спрашивается, разместить бумаги еще на 100 млрд рублей? Очевидные способы есть: расширить каналы продаж — увеличить число агентов (сейчас продают ОФЗ-н только Сбербанк и ВТБ), снизить комиссии (0,5—1,5% от суммы сделки), увеличить «потолок» (в настоящее время 15 млн рублей) и снизить «порог» покупки (30 тыс. рублей) для одного инвестора, допустить использование этих бумаг в ИИС (индивидуальный инвестиционный счет). Наконец, разрешить вторичное обращение этих бумаг.
Правда, если убрать все эти ограничения, то ОФЗ-н ничем не будут отличаться от обычных ОФЗ. А обычные ОФЗ население покупать не стремится. Возможно, лучше не изобретать новые облигации, а совершенствовать каналы, по которым обычные ОФЗ могут попадать в руки населения. Ведь для развитых рынков нехарактерно наличие «народных облигаций». Например, в США нет «трежерей для физиков». «Народные» облигации характерны для развивающихся стран с неразвитой инфраструктурой фондового рынка и низким уровнем финансовой грамотности населения, таких как Азербайджан и Румыния.
Когда вводили запрет на вторичное обращение ОФЗ-н, исходили из того, что поддержание стабильности бумаг на таком нестабильном рынке, как российский, весьма затратно. Соответственно, захотели сделать подешевле. В результате получили низкий спрос. «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Объяснили это ограничение, естественно, заботой о народных инвесторах: а вдруг бабушка-пенсионерка огорчится, что ее бумаги упали в цене?
100 млрд рублей — много это или мало? На 1 января 2018 года объем рынка ОФЗ составил 6,7 трлн рублей. Так что пока государство только присматривается к средствам населения. Но лиха беда начало.
Зачем нужно выпускать «народные» ОФЗ, когда и обычные ОФЗ расходятся с большой — иногда и трехкратной — переподпиской? Одна из причин — санкции. Новая волна санкций может привести к запрету американцам и европейцам инвестировать в российские госбумаги. Поэтому неплохо было бы заместить нерезидентов на рынке ОФЗ российским населением. Между тем доля нерезидентов в ОФЗ на 1 января 2018 года достигла 33,1%, им принадлежали ОФЗ на сумму 2,2 трлн рублей. Для сравнения: 1 января 2012 года доля нерезидентов составляла только 3,7%, им принадлежали ОФЗ всего на сумму 107 млрд рублей.Кроме того, мобилизация средств населения весьма своевременна в условиях, когда полностью растрачен и прекратил свое существование Резервный фонд. В принципе, конечно, население при надлежащей мотивации может поглотить хоть бы и весь объем ОФЗ. Ведь сумма вкладов населения на 1 февраля 2018 года достигла 25,5 трлн рублей. Наконец, следует помнить: сегодняшние госзаймы — завтрашние налоги. Деньги, которые государство взяло в долг, население выплатит государству с процентами в виде налогов.
Источник banki.ru