Дело в том, что существует серьезная угроза поставкам курдской нефти. Власти Турции и Ирака попросут могут изолировать полуавтономный Курдистан. К слову, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже предупредил о готовности перекрыть трубопровод, связывающий Северный Ирак с внешним миром.
Мало кто сомневается в результатах референдума, так что на Ближнем Востоке появляется еще одна точка геополитической напряженности, связанная с большими объемами поставок углеводородов. Кроме того, ралли на рынке нефти поддерживают усилия ОПЕК+. В августе страны-участницы выполнили соглашение по сокращению добычи более чем на 100%. На этом фоне кривая нефтяных фьючерсов перешла в бэквордацию, то есть ближние контракты стоят дороже дальних, что сигнализирует о сокращении предложения.
Отметим также, что американская смесь WTI, хотя и выросла в цене, увеличила отставание от Brent до $6,65. Последний раз такое сильное расхождение можно было наблюдать также в середине лета 2015 г.
На этом фоне рубль в первой половине дня стремительно укреплялся, однако ближе к вечеру частично растерял этот рост. На фоне укрепления американского доллара на международном рынке Форекс высокодоходные валюты, в том числе и рубль, подверглись довольно сильным распродажам. Доллар на Московской бирже сейчас стоит 57 с половиной рублей, евро — чуть больше 68 руб.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Сразу же после того, как президент Регионального правительства Курдистана Масуд Барзани вчера заявил на пресс-конференции, что референдум будет проведен, центральное правительство Ирака призвало зарубежные страны не заключать нефтяные сделки с Курдистаном.
Если Турция не закроет трубопровод, центральное правительство Ирака не сможет повлиять на то, чтобы остановить экспорт курдской нефти, угрожая подавать в суд на танкеры, перевозящие курдскую нефть, как это было в прошлом. Региональное правительство Курдистана продает нефть через посредников, таких как Vitol, Trafigura, Petraco и Glencore, а курдская нефть нашла покупателей во всем мире, несмотря на угрозы из Багдада занести в черный список все компании, занимающиеся курдской нефтью.
И, несмотря на жестокий и угрожающий язык Турции, пока не видно большого намерения закрыть трубопровод и сорвать потоки нефти, поставляемые Курдистаном на международный рынок. Турция получает выгоду от тарифов на трубопровод и позиционирует себя как надежный энергетический коридор для экспорта с Ближнего Востока и из России.