В распоряжении Business FM оказалась аудиозапись телефонного разговора, в котором бывшему клиенту банка «Югра» предлагает финансовые услуги сторонняя компания. Это распространенная практика, говорят эксперты. После получения страхового возмещения от Агентства по страхованию вкладов (АСВ) такие клиенты становятся привлекательными, поэтому им начинают звонить с заманчивыми предложениями. Иногда такие предложения таят высокие риски.
В начале телефонного разговора молодой человек обращается к клиенту по имени и отчеству и представляется сам — зовут Сергей, ранее был сотрудником банка «Югра» — и спрашивает, в курсе ли клиент, что лицензию отозвали и банк более не работает. С точки зрения продаж это идеальный ход: некий сотрудник лопнувшего банка проявил заботу:
— Вы свои размещения все получили, все хорошо?
— Да, спасибо.
— Отлично. Тогда еще такой момент. Вы понимаете, пришлось уйти в другие компании. Ушел в перспективную компанию «Илион Капитал». Также занимаемся вкладами и предлагаем интересные размещения от 13% годовых. Рассмотрите для себя?
— Спасибо большое, это, очевидно, не вклад, это какая-то инвестиционная программа. Я с ними работаю очень осторожно.
— Частично вы правы, это промышленная компания по добыче соли. Сейчас занимаемся импортозамещением и строим второй завод, как раз на него ваши средства и пойдут.
— Как называется завод?
— ПАО «Соль Руси».
Если прослушать весь разговор, то становится понятно, что позвонил не персональный менеджер. Возможно, этот человек даже не работал в банке, а просто обзванивает клиентскую базу.
На специализированных форумах встречаются жалобы на подобные звонки клиентов других лопнувших банков, например «Интеркоммерц». На самом деле по телефону предлагают никакой не вклад, а акции или опцион на акции ПАО «Соль Руси», что гораздо рискованнее, чем депозит.
Другому вкладчику банка «Интеркоммерц» позвонили из некой компании IFC и предложили доверительное управление «с высокой прибылью». На практике оказалось, что речь идет о высокорискованных валютных спекуляциях на Forex. За полтора месяца 14 000 долларов превратились в ноль.
Таких историй много. Все хотят заполучить клиента с выплаченной страховкой от АСВ, ведь у него на руках «живые» деньги. Защититься от утечек персональных данных крайне сложно — всегда есть человеческий фактор, говорит адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «КИАП» Андрей Корельский:
Андрей Корельский
партнер адвокатского бюро «КИАП»
«Как правило, самые дорогостоящие системы персональных данных рано или поздно сталкиваются с обычными недовольными сотрудниками IT-службы, которые недовольны своей заработной платой и при увольнении просто копируют данные на флешку и уходят с ней к конкуренту».
Пожаловаться на спам-звонки можно в Роскомнадзор. Специальная форма есть на сайте ведомства. Эксперты советуют проявлять бдительность. Сомнительные предложения могут таить риски и привести к полной потере средств.