Российско-турецкие отношения могут вновь обостриться на фоне сохранения эмбарго на ввоз турецких томатов. Анкара уже предупредила, что готова к ответным мерам. Эксперты предупреждают, что Турция может снова ограничить импорт российского зерна. Хотя после массового возвращения в страну российских туристов вряд ли Анкара развернет полноценную войну из-за помидоров.
Анкара готовится к новому возможному экономическому обострению с Москвой. Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи предупредил, что, если Россия не снимет ограничения на поставки томатов, Турции придется принять ответные меры.
Однако вряд ли Турция как-то ответит на сохранение запрета на ввоз томатов в Россию, ей это просто невыгодно: одной из ключевых статей доходов страны является туризм, а российские туристы вносят очень большую долю этого дохода, рассуждает основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин.
Российские чиновники могут в любой момент ограничить туристический поток в Турцию, что вполне отвечает существующим тенденциям различных контрмер, а также станет своеобразной мерой поддержки отечественного туризма на фоне ввода курортного сбора, добавляет эксперт.
По данным Ассоциации туроператоров России, если в прошлом году турецкие просторы посетили около 800 тыс. россиян, то в этом году Турция может надеяться на показатели 2014 года — 4,5 млн туристов.
По данным министерства туризма и культуры Турции, в первом полугодии в стране побывало 12,3 млн иностранных туристов, что на 14% больше по сравнению с тем же периодом 2016 года.
Движущей силой въездного турпотока в Турцию стал российский рынок: почти 1,7 млн туристов за первые полгода (+820% по сравнению с тем же периодом 2016 года). По количеству прибытий российский турпоток-2017 превзошел объемы и 2015 года: два года назад Турция приняла за первые полгода 1,45 млн российских туристов (9,77% от общего числа иностранных прибытий).
Ограничения на ввоз в Россию сельхозпродукции из Турции были введены с 1 января 2016 года после того, как турецкие ВВС в ноябре 2015 года сбили российский самолет Су-24, находившийся в воздушном пространстве Сирии.
После извинений со стороны турецкого лидера Тайипа Эрдогана постепенно некоторые ограничения были сняты. Однако это не касалось томатов, которые были одним из основных экспортных продуктов. В ответ Турция с 15 марта этого года остановила выдачу лицензий на беспошлинный ввоз российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и масла.
Антитурецкие продуктовые санкции дорого стоили бизнесу и потребителям. По подсчетам экспертов РАНХиГС, Института Гайдара и Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, российские компании потеряли рынок зерна на $1,5 млрд, а простые граждане вынуждены были переплачивать за помидоры и другую сельхозпродукцию.
3 мая по итогам встречи президентов двух стран была достигнута договоренность о снятии взаимных ограничений в торговле, однако некоторые запреты все же остались. «Пока сохранятся ограничения на поставку в Россию турецких томатов, а также введенный Россией визовый режим для граждан Турции», — пояснил тогда Владимир Путин.
«Наши сельхозпроизводители взяли значительные объемы кредитов и кредитных ресурсов. Это достаточно длительный цикл производства, связанный в наших климатических условиях со строительством тепличных сооружений, и так далее. По этому виду товаров ограничения пока будут оставаться», — объяснил президент сохранение «помидорного эмбарго».
Все это время турецкая сторона надеялась на постепенное ослабление ограничений. Однако в понедельник, 7 августа, министр сельского хозяйств Александр Ткачев заявил, что Россия не собирается возобновлять импорт томатов из Турции.
«Мы в свое время дали серьезный сигнал отечественному бизнесу по вопросам насыщения нашего российского рынка томатами и в целом овощами… Конечно, это было бы неправильно и несправедливо по отношению к собственным товаропроизводителям разворачивать назад. Мы, конечно, к этому не только не готовы, но и не будем этого делать», — сказал он в интервью телеканалу «Россия 24». По оценке главы Минсельхоза, России нужно три-пять лет, чтобы на 90% закрыть внутренний рынок овощами собственного производства.
В ответ министр экономики Турции Нихат Зейбекчи заявил, что «из-за продолжающихся запретов и ограничений на поставки томатов и других овощей» турецкие власти ощущают серьезное давление со стороны местных экспортеров. «Мы примем ответные меры, чтобы нейтрализовать это давление, так дальше не может продолжаться», — подчеркнул он, цитирует ТАСС.
Профессор Российской экономической школы (РЭШ) Наталья Волчкова считает, что заявления турецкой стороны — это попытка оказать давление на российское правительство, чтобы ускорить снятие эмбарго. «Вряд ли у Турции есть четкое понимание, какие ограничения на какие виды товаров страна готова ввести в ответ. Любые меры такого порядка несут потери и для экономики страны, которая их вводит, не думаю, что они могут пойти на это сейчас», — рассуждает эксперт. Скорее всего, данная угроза — попытка повлиять на принятие решения, сигнал Москве о том, каких действий ждет от нее Анкара, отмечает Волчкова.
Ранее вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщал, что Россия и Турция обсудят вопрос ограничения поставок турецких томатов в РФ на Измирской международной ярмарке 17–19 августа.
«Каких-либо ожиданий, связанных с томатами, у нас нет. Их [российские] министерства делают разные заявления. Но мы бы не хотели услышать о запретах в отношении томатов, других овощей, мясной и молочной продукции», — сказал в среду, 9 августа, Зейбекчи.
До введения запрета Россия была крупнейшим потребителем турецких томатов, в среднем на долю РФ приходилось порядка 65% экспорта страны.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2015 году на турецкие помидоры приходилось чуть более 50% от всего импорта томатов в Россию в денежном и натуральном выражении. За 2015-й было поставлено 292,8 тыс. тонн турецких томатов почти на $280 млн.
Едва ли Анкара в случае окончательного отказа от открытия границ для томатов смирится с потерей российского рынка, скорее всего, Турция продолжит оказывать давление с использованием уже ставших привычными в этом году рычагов, главным из которых безусловно является ограничение импорта российских зерновых и масличных культур, отмечает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.
«Несмотря на то что развитие собственного тепличного хозяйства для России является, с учетом вложенных средств, очень важным, продажи зерновых куда важнее. Скорее всего, в конечном итоге будет достигнут некий компромисс, в соответствии с которым через введение ограничений на объемы импорта или через повышение таможенных ставок, в рознице цены на турецкие и российские томаты достигнут паритета», — считает аналитик.
В этом сезоне, по оценке минсельхоза США, Турция импортирует 4,8 млн тонн пшеницы, более 2 млн из которых получит из России. В прошлые годы наша страна закрывала 70–71% потребности Турции в зерне: 4,2 млн тонн в сезоне-2014/15 и 3,1 млн тонн — в 2015–2016 годах.
В июне вице-премьер Аркадий Дворкович отмечал, что в течение лета будут вестись консультации по сезонному допуску турецких томатов на российский рынок. При этом даже при достижении каких-то договоренностей больших объемов поставок томатов из Турции ожидать не стоит. «Все равно они будут достаточно ограниченными», — пообещал вице-премьер.
По данным Росстата, в январе — мае 2017 года РФ импортировала 276 тыс. тонн томатов, что на 6,1% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Согласно исследованию консалтинговой компании «НЕО Центр», в 2016 году импорт томатов в Россию шел из Марокко (27%), Китая (19%), Азербайджана (21%), Белоруссии (18%), Армении (7%).