PDVSA – государственной нефтяной компании Венесуэлы – все тяжелее обслуживать свои долговые обязательства. Для предотвращения дефолта зависимой от экспорта страны необходимо остановить падение добычи нефти, что требует значительных инвестиций. Исправить ситуацию в нефтяной отрасли Венесуэлы возможно только при помощи «Роснефти». Российская компания заинтересована в расширении своего присутствия в регионе, но из-за тяжелой экономической ситуации инвестиции в нефтяную отрасль Венесуэлы являются очень рискованными. Вопросы дальнейшего сотрудничества между PDVSA и «Роснефтью» станут темой для обсуждения во время визита в Каракас главы российской компании Игоря Сечина.
Долги тяжкие
По данным из западных источников, в настоящее время совокупный долг Венесуэлы и государственной компании PDVSA превышает 60 миллиардов долларов. Правительство Мадуро унаследовало большую часть долга со времен Уго Чавеса, бывшего лидера Венесуэлы, но после обвала нефтяного рынка финансовое положение страны резко ухудшилось.
На нефть и нефтепродукты приходится более 95% валютной выручки от экспорта Венесуэлы. Из-за затянувшейся неблагоприятной конъюнктуры на нефтяном рынке страна вынуждена сократить импорт, в том числе, товаров широкого потребления, что привело к падению жизненного уровня, стремительной инфляции – более 20% в месяц – и обострению политической ситуации.
Западные эксперты считают, что WTI – эталонный сорт для Западного полушария – должна подорожать до 70 долларов за баррель для улучшения финансового положения в стране и в PDVSA.
Венесуэльская оппозиция и американские эксперты многократно предвещали дефолт, но правительство Николаса Мадуро, опираясь на финансовую поддержку Китая и России, регулярно осуществляет выплаты по государственным облигациям западным кредиторам.
Сверхдоходные облигации
При этом, торговля государственными облигациями Венесуэлы приносит огромные прибыли, несмотря на существующие риски. В начале прошлого года, когда котировки WTI упали ниже 30 долларов за баррель, венесуэльские облигации со сроком погашения в апреле 2017 года можно было купить всего за 36% от их номинальной стоимости. Те, кто приобрел эти ценные бумаги в феврале 2016 года и сохранил их до апреля 2017 года, мог получить прибыль 114% — невиданная доходность даже на рискованном рынке облигаций «развивающихся» стран.
В этом году Венесуэла и государственная нефтяная компания должны осуществить платежи на сумму 8,5 миллиарда и 7,9 миллиарда долларов в 2018 году. Эти выплаты могут истощить золотовалютные запасы латиноамериканской страны, которые за последние два года сократились вдвое, и сейчас составляют около 10 миллиардов долларов. Удивительно, но западные кредиторы выражают уверенность, что в этом году Каракас выполнит все свои финансовые обязательства, однако PDVSA может допустить дефолт. При этом, основной причиной дефолта может стать падение добычи углеводородов, а не низкие цены на нефть.
PDVSA не способна остановить падение добычи нефти и эффективно осуществлять переработку. Компания не располагает необходимыми финансовыми средствами, чтобы оплачивать услуги сервисных, транспортных и логистических компаний. Китай в прошлом году прекратил предоставление кредитов под будущие поставки нефти и нефтепродуктов после того, как PDVSA не смогла выполнить взятые обязательства.
Кроме того, заложила свой американский актив – компанию Citgo, которая владеет в США тремя НПЗ, а также разветвленной сетью АЗС и нефтехранилищ. Половина акций в качестве залога были переданы держателям венесуэльских облигаций, а 49,9% – «Роснефти», предоставившей PDVSA необходимые кредиты. Однако, российской компании по истечении некоторого времени пришлось отказаться от акций Citgo из-за противодействия со стороны Вашингтона. Взамен «Роснефть» получит дополнительные нефтегазовые активы в Венесуэле и определенные льготы, в том числе, право на реализацию доли нефти, добытой в рамках СП с PDVSA.
«Стратегический социалистический план развития»
Глава PDVSA Эулохио дель Пино во время встречи с предпринимателями на прошлой неделе заявил о планах увеличить добычу нефти в стране до 3,5 млн барр./сут. в соответствии со «Стратегическим социалистическим планом развития на период с 2016 г по 2025 г».
Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами нефти. По самым консервативным оценкам, на конец 2016 года страна располагала доказанными запасами в объеме 300,9 млрд барр. (47 млрд т). Однако эти запасы в основном представлены тяжелой и сверхтяжелой нефтью, добываемой в районе реки Ориноко, который получил название Пояс Ориноко. Извлечение тяжелой и сверхтяжелой нефти требует больших инвестиций и современных технологий.
Глава PDVSA сообщил предпринимателям, что сейчас Венесуэла добывает 1,9 млн барр./сут. (95 млн т/г). Если это так, то добыча в стране продолжает падать и находится на самом низком уровне за последние 24 года. В прошлом году средний показатель составил 2,41 млн барр./сут.
По словам дель Пино, сейчас в Поясе Ориноко добывается 1,34 млн барр./сут. Из этого объема 1,3 млн барр./сут. приходится на совместные предприятия PDVSA с компаниями из России, Китая, Бразилии, ЮАР, Италии, Индии и Испании.
Согласно «Стратегическому социалистическому плану развития», Венесуэла должна стать ведущим производителем тяжелой и сверхтяжелой. «Мы планируем стать основным поставщиком тяжелой нефти на мировом уровне», — заявил Дель Пино.
Миссия PDVSA
При этом особо подчеркивается, что миссией PDVSA является обеспечение исторического перехода от компании, которая добывает и перерабатывает легкую и среднюю нефть, к современному предприятию, способному эффективно добывать и перерабатывать тяжелую и сверхтяжелую нефть Пояса Ориноко.
«На словах все легко и быстро, но на деле это означает коренное изменение всей структуры переработки в стране, которая проектировалась под легкую и среднюю нефть», — особо подчеркнул глава PDVSA.
По его словам, ключевым этапом развития нефтяной отрасли страны является модернизация НПЗ Puerto La Cruz в штате Ансоатеги, который позволит эффективно перерабатывать даже сверхтяжелую сернистую нефть, плотность которой по API составляет 10⁰ (около 1000 кг/куб. м).
Руководство PDVSA намерено использовать собственную технологию HDH Plus, разработанную в Intevep (Венесуэльский технологический институт нефти). Эта технология может обеспечить выпуск дизельного топлива и бензина, отвечающих современным экологическим требованиям, даже из сверхтяжелой нефти.
Стоимость проекта изначально оценивалась в 5,2 миллиарда долларов, но позже президент Мадуро сообщил, что модернизация НПЗ Puerto La Cruz обойдется в 8,8 миллиарда долларов. Завершить весь объем работ планируется в середине 2018 года. После модернизации Puerto La Cruz будет способен перерабатывать 210 тыс. барр./сут. (свыше 11 млн т/г) тяжелой и сверхтяжелой нефти, что позволит PDVSA нарастить объемы добычи нефти и увеличить поставки за рубеж готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.
Кто заплатит по счетам?
Для обеспечения роста добычи и завершения модернизации НПЗ Puerto Cruz PDVSA потребуются средства, которых нет. Венесуэла уже ведет переговоры о реструктуризации долга в размере 1 миллиарда долларов в этом году. Поскольку Китай прекратил «финансирование» Венесуэлы, то единственной страной, от которой возможно получить поддержку и избежать дефолта, является Россия.
Вопрос реструктуризации госдолга, а также долгов PDVSA, во многом будет зависеть от визита главы «Роснефти» в Венесуэлу, во время которого буду обсуждаться «глобальные вопросы» сотрудничества. Российская компания уже получила предложение принять участие в разработке ряда газовых месторождений. Венесуэла обладает крупнейшими запасами газа в Западном полушарии, уступая только США.
Однако только реструктуризации долгов недостаточно. Чтобы избежать дефолта PDVSA должна остановить падение добычи и обеспечить эффективную переработку тяжелой и сверхтяжелой нефти, а для этого необходимы значительные инвестиции – по разным оценкам от 5 до 10 миллиардов долларов. При этом, работать в Латинской Америке придется в условиях ужесточения санкций со стороны Вашингтона против российской компании и правительства Венесуэлы.
Готова ли к этому «Роснефть», станет известно во время визита Сечина в Каракас. С учетом существующих рисков – политических, экономических и финансовых – венесуэльской стороне необходимо сделать предложение, от которого невозможно отказаться. Ряд экспертов полагают, что помимо получения новых активов «Роснефть» может даже рассчитывать на увеличение доли в существующих СП. Для этого придется внести изменения в существующее законодательство, согласно которому доля иностранных компаний в СП с государственной PDVSA не может превышать 40%.