Денис Асаинов
На долговых рынках этот год начался хорошо: постепенно снижаются доходности казначейских облигаций США, которые тянут за собой ставки по всем остальным долларовым инструментам. Но есть исключения. На рынке суверенного долга особое внимание привлекают ценные бумаги Турции и Мексики. Их доходности за последние месяцы не снизились, а выросли на 1-1,5 процентного пункта и остаются на привлекательных уровнях. В мексиканские гособлигации с погашением в 2025 сейчас можно вложиться под 4% годовых в долларах США, в турецкие — под 6% с лишним при той же длине инструмента. Но вот стоит ли? Давайте для начала разберемся, по каким причинам эти ценные бумаги оказались белыми воронами.
В Турции политические события прошлого года негативно отразились на состоянии экономики. Попытка государственного переворота, осложнение отношений с государствами-партнерами и втягивание страны в сирийский конфликт ухудшили отношение к ней иностранных инвесторов. Это привело к сокращению прямых инвестиций, которые раньше балансировали отрицательный счет текущих операций. Ситуация усугубилась снижением туристического потока, ростом цен на нефть, которую Турция импортирует, а также проблемами с экспортом ряда товаров. Как результат — дефицит валютной ликвидности и усиление рисков, связанных с обслуживанием и погашением внешнего долга. А значит, и повышение доходности гособлигаций.
Стоит отметить действия Центрального банка, который позволяет лире слабеть в условиях негативного отношения инвесторов к Турции. Это вполне соответствует задаче удержать экономическую устойчивость. Из-за девальвации снижается импорт товаров и услуг, что защищает счет текущих операций от чрезмерного раздувания дефицита. Но есть и оборотная сторона медали. В сложной политической обстановке быстрое ослабление национальной валюты может легко спровоцировать всплеск популизма, который создаст для экономики дополнительные риски. Кроме того, девальвация подрывает доверие к лире. Доля валютных депозитов в Турции уже превышает 40%, и она неизбежно продолжит расти, поэтому будет усиливаться давление на банковский сектор.
Если Турция объективно испытывает проблемы, то в движениях котировок мексиканских облигаций больше спекулятивной составляющей. Сильнее всего на них повлияли заявления Трампа о потенциальном повышении ввозных пошлин в США. Мексика имеет очень тесные связи с «большим соседом», поэтому рынок видит угрозу для ее экономики в идее американского протекционизма. На долю Штатов приходится более 70% мексиканского экспорта, или свыше $300 млрд в год. Причем существенную его часть составляют автомобили, бытовая электроника и прочие товары потребительского сектора, которые выпускают в Мексике заводы самих американских корпораций. Еще около $24 млрд ежегодно приходит в страну от работающих в США мексиканцев.
Но вот что важно: если намерения Трампа и будут реализованы, это не приведет к резкому усилению рисков для держателей гособлигаций. Экономика Мексики не выглядит перегретой. Рост потребления соответствует динамике ВВП, уровень безработицы далек от минимальных значений, зарплаты повышаются не быстрее производительности труда, да и проблем с демографией не наблюдается. Чем же в таких условиях грозят протекционистские шаги Штатов? Скорее всего, мы увидим изменение структуры мексиканского экспорта. Американские компании сохранят действующие производственные мощности, но переориентируют их на выпуск товаров для рынков за пределами США. Следовательно, драмы в экономике страны не произойдет.
Вот почему, выбирая между облигациями Турции и Мексики, стоит отдать предпочтение последним. Для инвесторов, нацеленных на получение рентного дохода, лучше всего подойдут среднесрочные выпуски — со сроком обращения не больше восьми-десяти лет. Облигации с погашением после 2040 года привлекательны для спекулятивной покупки, если вы хотите заработать на восстановлении просевших котировок. Но нельзя исключать, что новые резкие заявления Трампа подтолкнут рынок не в вашу сторону.
И не забывайте «соблюдать дозировку», имея дело с рисковыми долговыми инструментами. Например, нежелательно, чтобы длинные выпуски занимали больше 10% инвестиционного портфеля. Я рекомендую шире смотреть на долговые рынки и не ограничиваться вложениями в стрессовые ценные бумаги. Из суверенных облигаций развивающихся экономик сейчас нам нравятся российские и бразильские. Первые подходят для защитных инвестиций, а вторые позволяют отыграть идею улучшения макроэкономической политики и низкой доли валютного долга в стране.