По итогам 2016 года комиссионные вознаграждения банков за инвестиционные операции в России составили почти $350 млн, свидетельствуют данные Thomson Reuters. Это максимальный объем вознаграждения с 2013 года. В 2015 году инвестбанки смогли заработать в полтора раза меньше — около $230 млн. Между тем начало года не обещало столь успешного финала. Первый квартал 2016 года стал для инвестиционных банков худшим за 16 лет — за этот период им удалось заработать менее $17 млн. Впрочем, в последующие кварталы заработок вырос до $100 млн. «Российский инвестиционно-банковский рынок восстановился после сильного падения в предыдущие два года»,— констатирует старший вице-президент ВТБ Риккардо Орчел.
Основной объем комиссионных инвестбанкирам принесла организация сделок по синдицированному кредитованию. По итогам четырех кварталов в этом секторе они заработали более $121 млн, что в два с половиной раза превышает показатель 2015 года. Однако связан этот рост был в первую очередь с крупной сделкой China Development Bank, который участвовал в организации синдицированного кредита в $12,1 млрд на реализацию проекта «Ямал СПГ». От андеррайтинга на долговом рынке инвестбанки заработали немногим меньше — $120 млн (против $80 млн годом ранее). При этом если в предшествующие годы основным источником комиссионных выступал внутренний рынок, то в 2016 году центр сместился на рынок еврооблигаций. По итогам минувшего года российские эмитенты привлекли на внешнем рынке $15 млрд, почти вчетверо превысив показатель 2015 года. Рынок привлечения акционерного капитала (ECM) также продемонстрировал хорошую динамику, хотя по объему комиссионных остается аутсайдером. Доходы инвестбанков в этом сегменте выросли более чем в два раза — до $35,3 млн. Как отмечают в Sberbank CIB, «троекратное увеличение рынка евробондов по определению повысило комиссионные вознаграждения сегмента, при этом рост комиссионных вознаграждений на рынке акций опережал рост объемов рынка ввиду высокой маржинальности некоторых сделок».
Лишь в сегменте консультирования по операциям слияния и поглощения (M&A) инвестбанкиры не смогли похвастаться ростом доходов. За год они заработали менее $70 млн, что на 15% ниже показателя 2015 года. Как отмечает начальник отдела анализа рынков «Открытие брокер» Константин Бушуев, в 2015 году на кризисном дне проходило много сделок слияний и поглощений, особенно в финансовом секторе, поэтому можно предположить, что снижение объема сделок в 2016 году обусловлено высокой базой прошлого года (см. также «Ъ» от 9 января).
В целом 2016 год был благоприятен для всех классов российских активов, рублевых и валютных долговых обязательств и акций. «Однако в отличие от 2015 года, когда активность в основном была основана на спросе внутренних инвесторов, мы увидели постепенное возвращение иностранных инвесторов в российские активы»,— отмечает директор департамента рынков долгового капитала Росбанка Антона Кирюхина. По данным Emerging Portfolio Fund Research, суммарный объем иностранных инвестиций, который поступил в фонды, ориентированные на российские акции, за минувший год достиг $800 млн. «Снижение геополитической напряженности, а также купирование ожиданий по ужесточению монетарной политики ФРС создало предпосылки для повышенного спроса на российские активы, который частично был удовлетворен новыми сделками на рынках капитала, в первую очередь долгового, во вторую — акционерного»,— отмечает господин Кирюхин.
Ожидания в отношении наступившего года остаются оптимистичны. Как отмечает заместитель гендиректора ИК «Атон» Павел Соколов, российский рынок по-прежнему является наиболее привлекательным среди развивающихся по уровню мультипликаторов и дивидендной доходности. К тому же потепление отношений между США и Россией должно способствовать привлечению дополнительных иностранных инвестиций в страну. «Мы ожидаем, что позитивные настроения инвесторов транслируются в большую активность на рынках капитала и слияний и поглощений в следующем году»,— считает господин Соколов. Будет расти активность на рынке долгового капитала. «По сравнению с 2016 годом объем сделок на внутреннем рынке может вырасти на 10-15%, а на рынке еврооблигаций — на 30-50%»,— оценивает господин Кирюхин. По прогнозу Риккардо Орчела, в отсутствие внешних шоков в этом году наибольший рост продемонстрирует рынок ECM.
Виталий Гайдаев