Входящая в автохолдинг «Гема» Александра Геллера компания ТРК оказалась единственной, кто не смог вовремя оплатить места под рекламные конструкции, выигранные на аукционах 2013-2014 годов. В то время как остальные операторы успели заплатить за эксплуатацию щитов 3,59 млрд руб., задолженность ТРК составила 1,7 млрд руб. У компании не первый раз возникла проблема с расчетами, а городские власти ранее уже шли ей навстречу.
В столичный департамент СМИ и рекламы не поступали платежи от ООО ТРК по договорам 2013-2014 годов на право эксплуатации рекламных конструкций в городе, сообщило агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на департамент. Срок исполнения обязательств по этим договорам наступил 26 декабря прошлого года. «Все остальные рекламораспространители своевременно исполнили свои обязательства по договорам. Общая сумма обязательств за очередной период на право размещения рекламы составила 5,29 млрд руб.»,— говорится в сообщении. Из этой суммы около 1,7 млрд руб. должна была выплатить ТРК, уточняет собеседник «Ъ» в департаменте.
В департаменте отказались сообщить, планируется ли расторгать договор с ТРК. Прежде в случае неоплаты щитов город поступал именно так. Например, в декабре 2014 года выплату 1,3 млрд руб. не осилила компания «Никэ», после чего мэрия аннулировала договоры с ней, и компания обанкротилась. А в декабре 2015 года один из договоров на 730 млн руб. не смог оплатить «Олимп». К концу января 2016 года мэрия объявила о его расторжении, стороны судились, и только минувшей осенью пришли к мировому соглашению.
По данным Kartoteka.ru, 79% ТРК принадлежит владельцу автохолдинга «Гема» Александру Геллеру, 1% — Сергею Антипяту (их доли с ноября 2016 года в залоге у ФК «Открытие»), 20% — ООО «УК «Инверсия»», которым руководит бывший топ-менеджер ФК «Открытие» Сергей Гилев. В 2015 году при выручке 1,13 млрд руб. убыток ТРК составил 1,83 млрд руб.
Связаться с гендиректором ТРК Гюлей Коган не удалось. В «Геме» не смогли ответить, собирается ли компания платить городу.
Александр Геллер — давний партнер мэрии на рынке наружной рекламы. В 2011 году его компании «Авто Селл» достался пятилетний контракт на размещение рекламы в метро за рекордные 14 млрд руб. «Авто Селл» перестала платить летом 2015-го, партнеры обменялись судебными исками, компания обанкротилась. Зато год спустя в новом аукционе метрополитена победила другая близкая к «Геме» структура — ООО «Трейд компани». С ней ГУП «Московский метрополитен» заключило десятилетний контракт на 22,66 млрд руб., обезопасив себя более жесткими требованиями к партнеру.
На первой серии аукционов 2013 года, когда Москва разыгрывала места под рекламу, ТРК активно торговалась, поднимая стартовую цену, но сама выиграла только 160 мест под рекламные щиты за 217 млн руб. в год. Большую часть своего инвентаря компания приобрела год спустя на второй серии торгов, обязавшись платить ежегодно 2,04 млрд руб. за 1316 мест. Так она стала вторым в Москве оператором наружной рекламы по числу щитов после лидера рынка Russ Outdoor.
У ТРК были проблемы с расчетом в декабре 2014 года: компания предоставила вексель, а рассчиталась только три месяца спустя. Чиновники отнеслись к этому снисходительно. А в декабре 2015 года сделали ей скидку, выставив счет на 1,23 млрд руб. вместо 2,25 млрд руб. Учитывались так называемые городские случаи, когда оператор не может использовать рекламные места из-за городских работ, строительства и т. д. Перерасчеты получали и другие операторы, но их скидки были существенно меньше 1 млрд руб.
Анна Афанасьева