«Проверки запланированы в рамках текущей деятельности Счетной палаты в целях предотвращения нарушений законодательства», — рассказал представитель СП. По его словам, проверки будут проводиться в семи пенсионных фондах.
Аудиторы будут проверять половину из топ-10 игроков рынка пенсионных накоплений, в том числе три крупнейших по накоплениям и количеству клиентов по ОПС: НПФ Сбербанка (350,8 млрд рублей накоплений и 4,3 млн застрахованных лиц на III квартал 2016 года), «Лукойл-гарант» (246,9 млрд рублей накоплений, 3,3 млн клиентов) и «Будущее» (241,1 млрд рублей накоплений, 2,7 млн клиентов), а также шестой и девятый по величине накоплений фонды — НПФ «Газфонд пенсионные накопления» (158,6 млрд рублей накоплений, 1,3 млн клиентов) и НПФ электроэнергетики (92,4 млрд рублей, 1,1 млн клиентов).
Впрочем, проверка ждет и более мелкие фонды — Национальный НПФ (17,4 млрд рублей накоплений, 308 146 застрахованных лиц) и НПФ «АвтоВАЗ» (220 млн рублей накоплений, 2 610 клиентов).
Представитель СП сказал, что аудиторы уже проверяют процедуры заключения договоров и подачи заявлений граждан о переходе из НПФ в Пенсионный фонд России (ПФР), из ПФР в НПФ, из одного частного фонда в другой в электронной форме. Проверка касается работы НПФ Сбербанка, «Газфонда ПН» и НПФ электроэнергетики, ее планируется завершить в мае 2017 года, уточнил собеседник издания.
В конце 2017 года у СП, по словам представителя ведомства, запланированы также проверки фондов, которые управляют средствами материнского капитала и пенсионными накоплениями, в том числе программы софинансирования пенсии за 2011–2016 годы.
Предыдущая проверка пенсионных фондов СП проходила с февраля по май 2014 года. Тогда она касалась контроля за передачей средств из пенсионных фондов, у которых были аннулированы лицензии, в ПФР и другие НПФ. С тех пор Счетная палата не проверяла частные фонды.
«Это будет первая проверка Счетной палаты с тех пор, как пенсионные фонды существуют в новой реальности — фонды, работающие с накоплениями, вступили в систему гарантирования, произошла консолидация отрасли, поэтому это определенный тест для НПФ на то, готовы ли они жить в новой реальности», — считает контрагент пенсионных фондов. Однако ему непонятна логика государства: «НПФ проверяют ЦБ и ПФР, зачем нужны еще и проверки людей из Счетной палаты, которые в пенсионной индустрии ничего не понимают, неясно».