Всемирный банк ожидает в среднесрочной перспективе рост ВВП России на уровне 1-2% в год. В период высоких нефтяных цен основой роста российской экономики были сверхдоходы бюджета, сейчас возможности государства сократились: требуется менять модель, сделали вывод эксперты Всемирного банка.
В последние 15 лет России удалось добиться роста экономики и благосостояния населения, но согласно Всемирному банку, рост происходил за счет эффективного перераспределения нефтяной ренты. По мнению первого зампреда ЦБ Ксении Юдаевой, этот вывод заставляет задуматься.
Темпы производительности труда снизились с 2008 года, а инфраструктура ухудшается. Одним из элементов восстановления роста могут стать частные инвестиции, но доминирующее положение государства во многих отраслях мешает появлению новых компаний, констатировала заместитель главного экономиста Всемирного банка Анна Ревенга. По данным Всемирного банка, участие частного сектора в инвестициях в инфраструктуру в 2010-2014 годах составило в России 3% по сравнению с 12% в Китае, 20% в Индии и 25% в Бразилии.
Слабые экономические перспективы и ухудшающееся состояние бюджета России ставят под угрозу показатели процветания страны, прогресс в снижении уровня бедности замедлился или даже вовсе прекратился, зафиксировал Всемирный банк.
Рост госрасходов стал возможен благодаря высоким ценам на нефть, теперь такая модель не является устойчивой, уверен вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Сирил Мюллер. По результативности работы государства Россия показывает неплохие результаты, но высокая энергоемкость экономики мешает ей стать более эффективной и динамичной, подчеркнул он. По расчетам Всемирного банка, на изменение структуры экономики потребуются инвестиции порядка $80 млрд в год.
Доминирование на рынке относительно старых, крупных и близких государству компаний, сосредоточенных в нескольких отраслях, сокращает стимулы для повышения производительности и продлевает период экономической нестабильности, согласились участники панели форума с выводами Всемирного банка.
Эксперты Всемирного банка рекомендуют России повышать производительность труда и больше внимания уделять инновациям. Только 10% российских компаний занимаются НИОКР — это очень мало по сравнению со странами ОЭСР, констатировала Ревенга.
Россия могла бы вернуться на траекторию устойчивого экономического роста при двух условиях: за счет увеличения производительности труда и наращивания инвестиций в человеческий капитал, считают во Всемирном банке.
В докладе ни слова не было сказано о сфере ответственности ЦБ, заметил директор по научной работе Института экономической политики Сергей Дробышевский, передав слово Юдаевой. В докладе Всемирного банка не говорится про политику ЦБ, согласилась она: денежно-кредитная политика касается краткосрочного управления, но мы сейчас также внедряем структурные изменения.
Произошло замедление роста факторной производительности — это один из барьеров для долгосрочного роста, но в последние два года за счет бюджетной политики и антикризисных мер удалось избежать хронической стагфляции, отметила Юдаева. По подсчетам Всемирного банка, объем государственной помощи российскому финансовому сектору в 2014-2015 годы, включая финансирование со стороны Банка России, составил примерно $180 млрд (11% ВВП) — это сопоставимо с размером господдержки в 2008-2009 годы.
По мнению Юдаевой, проблема для экономики состоит не в том, как перейти к восстановительному росту, а как потом не скатиться к хронической стагнации. Первый зампред ЦБ согласилась с выводом Всемирного банка о необходимости корректировки модели роста. Наблюдается перепроизводство на многих мировых рынках сырья, поэтому экономика должна поменять свою специализацию и стать более гибкой, признала она.
Проблема повышения долгосрочных темпов экономического роста комплексная, уверена Юдаева: необходимо настроить всю систему госуправления на решение долгосрочных задач во всех сферах. Директор департамента бюджетной политики и стратегического планирования Владимир Колычев указал, что одной из проблем экономики является отсутствие эффективного механизма изоляции от нефтяной волатильности.
Проблема низкой производительности труда и недоинвестирования человеческого капитала была признана большинством участников дискуссии ключевым препятствием для экономического роста.
Серьезная проблема — это старение населения и миграция рабочей силы, отметил председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин. При анализе потенциала экономики важно принимать во внимание, что 15% рабочей силы в России приходится на мигрантов, подчеркнул он. Дополнительный импульс экономике может дать расширение евразийского сообщества за счет создания зон свободной торговли, в частности с Сингапуром, Индией, Южной Кореей и Израилем: в перспективе соглашение с одной из стран может добавить экономике 0,2-0,6% ВВП, оптимистичен Панкин.
Россия рискует стать жертвой собственного успеха из-за возросших ожиданий населения на фоне продолжительного периода увеличения расходов — особенно на финансирование пенсий и зарплаты бюджетников, предупредил Всемирный банк. Существующая модель, основанная на прочном влиянии государства на экономическую и социальную политику, опирается на достаточно серьезную политическую поддержку, однако в текущих условиях она может со временем ослабнуть, говорится в докладе. При анализе состояния российской экономики надо смотреть глубже — на общественную модель и систему ценностей нашего общества, признал Панкин.