В докладе Всемирного экономического форума The Global Risks Report 2017 эксперты обозначили 30 главных мировых рисков в 2017 году. Риски поделили на несколько категорий – экономические, геополитические, технологические, социальные и риски для окружающей среды.
Больше всего – а именно 9 – пришлось на потенциальные экономические проблемы.
Мировой экономике, по мнению экспертов, угрожают кредитные «пузыри», налогово-бюджетный кризис, дефляция в одной из крупных экономик, крах важного финансового механизма или института, проблемы с объектами жизнеобеспечения, резкие колебания цен на энергоресурсы, неконтролируемая инфляция, безработица и незаконная торговля.
Отмечает основатель Всемирного экономического форума Клаус Шваб:
2017 год станет поворотным моментом для мирового сообщества. Угроза меньшего взаимодействия в мире, где все больше сосредоточены на себе, также создает возможность для решения глобальных рисков и тенденций, которые стимулируют их.
Независимый финансовый консультант Наталья Смирнова отмечает, что все обозначенные в докладе риски имеют место уже сейчас. Причем все они в той или иной степени отражаются на России.
Кредитные «пузыри»
Речь, прежде всего, идет о корпоративном долге в Китае. За 8 лет (с марта 2008) Поднебесная нарастила корпоративный долг на 14,1 трлн долларов до 18 трлн долларов. Причина — бурный рост экономики, что невозможно без кредитования.
Для сравнения: корпоративный долг США составляет 13 трлн долларов, у всех стран Еврозоны -12,5 трлн долларов, у Японии — 4,5 трлн долларов.
Поясняет Наталья Смирнова:
Конечно, не все так плохо, 98% долга принадлежит резидентам и 97% в национальной валюте. А значит, валютные риски исключены на фоне дешевеющего юаня. Но вопрос в том, что темпы роста Китая сильно замедлились, поэтому при дальнейшем ухудшении ситуации есть риски корпоративных банкротств.
При коллапсе будет не только крах на фондовом рынке, но и падение цен на энергоресурсы как в январе 2016.
Налоги и дефолты
Ключевой экономике мира (США) дефолт не грозит. Но и в Штатах есть масса проблем, в том числе, связанных с непредсказуемой политикой нового президента. Речь идет о росте госрасходов на инфраструктуру, повышении кроссграничного налога, снижении налогов для бизнеса.
Все это вместе может привести к росту дефицита госбюджета, а при нынешних ставках и нынешнем уровне дефицита у правительства не так много рычагов для стимулирования экономики. Кроме этого, сохраняются риски политики нового главы ФРС и непредсказуемой денежной политики. При Джанет Йеллен сохраняются риски того, что при повышении ключевой ставки, экономика США существенно замедлится.
В Европе политический раскол, в Британии – риски, связанные с последствиями Brexit, и рецессия, а в некоторых странах, например, Венесуэле – и вовсе назрела проблема тотального дефолта.
Нехватка воды и плохая погода
Однако гораздо большего внимания заслуживает группа глобальных рисков с наиболее высокой вероятностью реализации и наибольшей силой воздействия. В этом уверен финансовый аналитик ГК «Финам» Нигматуллин Тимур.
В эту группу не вошло ни одного риска из «экономической» категории. Зато там есть риски экстремальных погодных явлений, стихийных бедствий, крупномасштабной миграции, террористических атак, кибератак, нехватки водных ресурсов, международных конфликтов.
Комментирует Тимур Нигматуллин:
Подобный баланс рисков показателен – снижается риск макроэкономической турбулентности, мировая экономика постепенно адаптируется к изменениям, привнесенным мировым финансовым кризисом (в частности, ФРС повышает ставки на фоне роста инфляции и снижения безработицы, а ЕЦБ купировал долговой кризис). С другой стороны, миру все сильнее угрожают геополитические конфликты и природные явления, а также климатические проблемы.
Руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ Екатерина Корконосова соглашается с экспертом. По ее словам, наиболее вероятными в 2017 году сттанут не экономические, а природные и социальные риски. Два из пяти связаны с окружающей средой. Так, экстремальные погодные катаклизмы появились в списке вероятных рисков еще в 2014 году, а в 2017 возглавили его. Крупные стихийные бедствия занимают третье место по вероятности.
Впрочем, даже экономические риски являются, скорее, социальными. Серьезной экономической проблемой эксперты считают продолжение имущественного расслоения населения. Причем отмечается усугубление данной тенденции. Доходы самой богатой части населения (1%) растут более чем на 30% с 80-х годов XX века, в то время как реальный располагаемый доход 99% жителей планеты остается на прежнем уровне.
Риски для России
Обозначенные экономические риски приведут к снижению инвестиционной привлекательности и нашей страны.
«Ухудшение ситуации в США и ЕС, а также Китае может привести к оттоку средств инвесторов из РФ как страны повышенных рисков для перехода в более стабильные активы, так что для РФ это может означать снижение курса рубля, иностранных инвестиций», — поясняет Наталья Смирнова. К тому же, если новые главы США и ЕС будут настроены негативно по отношению к России, возможны риски усугубления санкций, продолжения рецессии в РФ, вывод средств иностранных инвесторов и, как следствие, падение рубля.
Также ключевым риском для такой экспортоориентированной сырьевой экономики, как российская, остается возможность нового ценового шока на сырьевых рынках. К примеру – если ОПЕК+ не начнет сокращать добычу.
А при крахе Китая нефть и вовсе просядет в цене, а с ней и рубль. Все это может привести к ухудшению ситуации в стране, снижению покупательной способности населения из-за отсутствия роста доходов и роста инфляции, а также стагнации бизнеса.