в это время

Свердловской области требуется инвестиционное ускорение

1464450238_invest-fon
Как повысить инвестиционную привлекательность региона, почему бизнесмены предпочитают Свердловской и Курганской областям Тюменскую «матрешку» – на эти и другие вопросы о качестве деловой среды «Опора бизнеса» искала ответы у предпринимателей и экспертов.

 

Малый и беззащитный?

Историй с бизнесом, пострадавшим от произвола и технических «ляпов» чиновников, Свердловской области не занимать. В качестве примера возьмем случай, подробно описанный в одном из выпусков «Опоры бизнеса». При проведении кадастровой оценки земель теплоэнергетическую компанию ООО «ЦКС-Ст» занесли в реестр организаций, использующих участки в коммерческих целях. В результате арендная плата подскочила в шесть с половиной раз. Позднее ошибку признали, размер отчислений снизили, но переплату в размере пяти миллионов рублей не вернули.

«Эти средства мы могли инвестировать в оборудование. Отмечу, что произошедшее с нами характеризует чиновников не с лучшей стороны и отпугивает потенциальных инвесторов», – убежден директор предприятия Юрий Кочнев.

«Кошмарить» бизнес не только умышленно, но и по невежеству и нежеланию разбираться детально – общероссийская традиция. Примеров наберется не на одну публикацию.

«Каждый третий предприниматель Свердловской области негативно оценивает действующие меры поддержки бизнеса со стороны государства», – заявляет вице-президент Союза промышленников и предпринимателей региона Михаил Черепанов.

Он опирается на данные соцопроса 156 директоров крупных, средних и малых предприятий из пяти системообразующих для экономики региона отраслей – металлургии, строительства, машиностроения, сферы услуг и торговли.

«На Урале растут долги за уже выполненные государственные и муниципальные контракты. Не можем вернуть заработанные средства даже по решению суда. В условиях кризиса многие предприниматели рассчитывали на эти контракты, брали кредиты», – говорит председатель правления НП «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области Леонид Мазуркевич.

Не случайно 24 марта генеральный прокурор РФ Юрий Чайка провел в Екатеринбурге совещание по исполнению госзаказа, заявив, что взял ситуацию под свой личный контроль.

 

Искусство обещать

У руководства Свердловс­кой области есть свой «рецепт» создания благоприятных условий для бизнеса. Еще в начале этого года глава региона Евгений Куйвашев заявил о разработке программного документа «Пятилетка развития».

«Потому что нас не устраивает положение Урала в десятке российских лидеров, регион должен быть в первой тройке», – неоднократно заявлял В. Куйвашев.

По его словам, реализация программы позволит в полтора раза увеличить число предприятий малого и среднего бизнеса. Простор для развития создадут территориальные агентства, работающие по единому стандарту.

Сами предприниматели заявляют, что «заждались летной погоды», но не уверены в качестве нового «чиновничьего зонтика для бизнеса».

«Инвестиционный климат станет лучше, когда во властных структурах будет больше людей с опытом в бизнесе, в реальном секторе экономики. Ведь для чиновников смысл работы – сам процесс, а для бизнесменов – результат», – уверен директор ООО «Бюро Бизнес-Реклама» Николай Положенцев.

«Власти много чего обещают, особенно перед выборами. Но можно ли этому верить? Забирать сверх меры от того, что мы зарабатываем, а потом предлагать льготные кредиты, как это происходит сейчас – такую политику трудно назвать эффективной. Сегодня многие из тех, кто мечтал об открытии своего дела, приходят к выводу, что это не выгодно, и даже опасно», – сетует генеральный директор ООО «ТМО «ИТАЛЛ» Игорь Зятев.

 

В Екатеринбурге хорошо, а в Тюмени лучше

Какие инструменты требуются региону для того, чтобы инвесторы уверенно заходили на его территорию, а малый бизнес не становился изгоем – этот вопрос мы адресовали Представительству Агентства стратегических инициатив в УрФО.

«Когда внедряли единый инвестиционный стандарт, столкнулись с весьма специфическим барьером. Руководители некоторых регионов УрФО, в частности, Курганской области, прямо говорили, что им не догнать соседей, у которых есть полезные ископаемые, развитая транспортная инфраструктура. Теперь таких разговоров нет. Стандарт из 15 критериев внедрен, информационное поле с лучшими практиками, ссылками, куда и как обращаться, создано. Вопрос, как сделать так, чтобы все это эффективно работало, чтобы предложенные модели развития не превратились в некий выставочный экспонат», – говорит руководитель проектов Представительства АСИ в УрФО Александр Василевский.

По его словам, каждый губернатор может ежегодно выступать с «живым» инвестиционным посланием, контролировать работу специального портала и действующего «единого окна» для инвесторов.

«Существует, образно говоря, градусник измерения инвестиционный погоды – национальный рейтинг, итоги которого традиционно подводятся на Петербургском экономическом форуме. Если мы посмотрим на результаты последних исследований, то в лидерской группе у нас Тюменская область, Югра и Ямал. Соседний Пермский край за два года поднялся вверх на 20 пунктов, Челябинская и Свердловская область почти рядом – на стыке 30 места», – констатирует А. Василевский.

Тюменский регион, по его словам, вырвался в передовики, потому что на протяжении 10 лет руководство области занимается внедрением лучших инвестиционных практик фактически в ручном режиме.

«Там есть сильная команда, приняты и работают хорошие законы. Не случайно в этот регион устремились предприниматели из других областей. Ведь если инвестору предлагается хороший участок со всеми коммуникациями, выделяются «подъемные» средства, а это миллионы рублей, он, естественно, «клюнет», – уточняет эксперт.

«Достаточно эффективно в этом регионе работает муниципальный рейтинг, разработанный с помощью того же инвестстандарта АСИ. Тому, кто в хвосте, приходится не сладко, низкие показатели – прямая дорога на вылет. Если у одного процедура получения разрешения на строительство 10 дней, а у другого 200, то, наверное, дело не в федеральном законодательстве, а в нежелании изучить эту практику и постараться ее внедрить. К слову, всем без исключения регионам УрФО предложено несколько десятков эффективных практик по разным направлениям»», – уверяет Василевский.

 

Увы, не Свердловская область…

Интересуемся, что меш
ает Среднему Уралу выйти на лидерские позиции, и как часто инвесторы советуются с АСИ, в какой регион им пойти.

«Вот такой пример. В наше Представительство два года назад обратился предприниматель, который стоял перед выбором: построить завод в Татарстане или Свердловской области? После того, как он проработал вопрос с чиновниками обоих регионов (мы помогли ему в коммуникациях), он перестал колебаться и выбрал Татарстан. Завод там построен и успешно работает. Почему так? Свердловская область изначально густо «населена» бизнес-средой, здесь очень много предприятий и разного уровня и разных сфер. Но я хочу сказать, что подобные случаи есть и у другой старопромышленной области – Челябинской. Зайти инвесторам сюда непросто и по другим причинам. «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним – ходить» – гласит пословица. Так вот оврагов в Свердловской области пока больше, чем у Тюмени и Татарстана», – поясняет он.

И добавляет, что у Представительства нет регионов–любимчиков.

У Свердловской области, обладающей уникальным потенциалом, прорывных проектов должно быть больше. Чтобы не отставать от соседей, региону требуется инвестиционное ускорение», – заключил эксперт.

Наталья Горбачева