в это время

Без агломерации невозможно двигаться вперед

Высокинский

Слияние уральской столицы с городами-спутниками экономически оправдано и даже неизбежно. Об этом на площадке Международной ­промышленной выставки «ИННОПРОМ» заявил главный куратор проекта «Большой Екатеринбург», заместитель губернатора Свердловской области Александр Высокинский. По его словам, границы «лучшего в России города-миллионника» с соседними территориями стираются «естественным образом». Дело за малым – сделать процесс более управляемым и эффективным в рамках агломерации, подобной «Большому Парижу» или «Большому Лондону».

«Опора бизнеса» поинтересовалась у чиновника, когда будет запущен правовой механизм объединения, и какую выгоду получат муниципалитеты.

«Нам сверху видно все»

– Александр Геннадьевич, задуманный в 2002 году проект « Большой Екатеринбург» столько раз откладывался «на потом», что многие уже перестали верить в его жизнеспособность и целесообразность. Полагаете, что в этот раз все получится?

– У проекта «Большой Екатеринбург», действительно, непростая история длиною в 15 лет. Если помните, была попытка продвинуть его в рамках федеральной инициативы по созданию в России 14 агломераций. Не получилось. Что тут можно сказать? Наверное, стоит сказать о том, что у всех малых и больших городов есть свои традиции, свой взгляд на будущее, что не может не влиять на идею объединения самостоятельных территорий под эгидой какого-то одного муниципального образования (МО), даже такого крупного и успешного, как наш Екатеринбург. Но вот что интересно – из года в год мы обсуждаем планы по реализации проекта и, даже не замечаем, что сближение городов-спутников с уральской столицей происходит прямо на наших глазах – естественным образом и без правовых оснований, и процесс стирания границ будет набирать обороты.

– Чем подтвердите свой вывод и прогноз?

– Например, вот этим космическим снимком, снятым в ночные часы. Как видите, световых границ между Екатеринбургом и городами-спутниками практически нет. Наши территории связаны реализованными и реализуемыми проектами в разных сферах промышленности и экономики. А законы экономики, если хотите, работают подобно законам физики. Поэтому вопрос, зачем нужна агломерация, не актуален, важно то, как мы будем жить и развиваться в рамках объединения, насколько эффективно сможем использовать экономические возможности, трудовые ресурсы, образовательный и научный потенциал мегаполиса и близлежащих МО для того, чтобы выгодно и комфортно было всем и каждому.

«Социалку» и экологию в общий котел

– У Вас уже есть представление о том, каким может общее для «Большого Екатеринбурга» экономическое, финансовое, промышленное планирование?

– Есть понимание того, как будет строиться единая система стратегического планирования. По каким направлениям и параметрам нам нужно сближаться? Таких направлений, на мой взгляд, шесть. Первое – это общий экологический каркас. Во–вторых, создание единой схемы инженерных коммуникаций с четким представлением того, где у нас густо, а где нужно заполнять существующие пробелы. Третья схема – это единый транспортный каркас. При его создании необходимо отталкиваться от точек экономического роста. Важнейший фактор успешной городской агломерации в любом регионе – это доступность объектов социальной сферы, которые в нашем случае должны будут обслуживать весь «Большой Екатеринбург». В этом процессе должны быть задействованы медицинские учреждения, спортивные и культурные центры. Например, хоккейную арену можно строить между Екатеринбургом и Пышмой, объекты выставочной деятельности на арамильском направлении. У каждого муниципалитета в составе агломерации должна быть специализация. К примеру, в Верхней Пышме целесообразнее всего развивать современный промышленный узел. Среднеуральск мне представляется городом, где должны быть созданы рекреационные зоны и территории развития небольших современных производств. С Березовским пока нет полной ясности, там есть разные точки зрения на будущее города. Часть березовчан считает, что нужно строить второй «Академический» и увеличивать количество жителей. Арамиль, как никто другой, тянет на создание крупнейшего на Урале логистического центра. Если вести речь об агломерации, то для ее эффективного развития необходим перечень совместных инвестпроектов. Таких, как строительство трамвайной линии из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму, или создание крупнейшего логистического центра в поселке Большое Сидельниково.

– Откуда брать средства на такие масштабные и дорогие проекты?

– Есть хороший пример – Стратегия Екатеринбурга, которая на восемьдесят процентов реализуется за счет средств частных инвесторов. Думаю, что общий перечень инвестпроектов, работа над которыми уже ведется, будет финансироваться из двух источников – частного капитала и бюджета.

– Когда нам ждать списка инвестпроектов «Большого Екатеринбурга»?

–Думаю, через год–полтора. Здесь важно учесть все особенности структуры экономики и товарооборота, который, благодаря совместным проектам, будет диверсифицироваться. Сегодня розничный товарооборот Свердловской области составляет один триллион 80 миллиардов рублей в год. При этом 80 процентов приходится на «Большой Екатеринбург». Если разложить по полочкам, то окажется, что по 10 миллиардов в год мы тратим на стройматериалы, потому что сами их не производим. 20 миллиардов расходуем на обувь, из них на уральские изделия не более одного процента. Затраты на одежду составляют 60 миллиардов рублей в год. Посмотрите вокруг – кто из нас одет в местное? Почему мы вынуждены носить костюмы марки «Пеплос» из Челябинска? Почему «Ариант» продает нам свою продукцию, а наши местные птицефабрики и мясокомбинаты не стремятся на рынки соседних областей? Даже разделочные доски привозим из других регионов! Есть над чем подумать.

Как «Большой Париж»

– Когда наступит исторический момент объединения?

– Необходимые для объединения инструменты появятся через полтора года, как и решение – быть Екатеринбургу и городам – спутникам агломерацией или пойти по китайскому пути, когда мегаполисы поглощают соседние территории, потому что это приносит блага всем, кто там проживает. В Европе есть агломерации «Большой Париж», «Большой Лондон», они успешно развиваются.

– За полтора года многое может измениться…

– Как бы там ни было, без «Большого Екатеринбурга дальше двигаться невозможно. При реализации подобных проектов есть три заинтересованные стороны – это власть, бизнес и население. Их интересы должны быть учтены в равной мере. В декабре прошлого года институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» презентовал исследование о возможном развитии агломерации, где сформулировал перечень вопросов, на которые должен ответить каждый город. Время подумать, все просчитать есть у каждого потенциального члена агломерации.

Наталья Горбачева